|
СОВРЕМЕННИКИ ДЕМЕТРИЯ ФАЛЕРСКОГО МАНЕФОН
из Себеннита (Верхний Египет),
египетский историк и
религиозный деятель, жил в конце IV – первой половине III
в.в. до н.э. в годы
правления Птолемея I Сотера
и Птолемея II Филадельфа.
Являлся жрецом (или верховным жрецом) в Гелиополе. Его имя Манефон
(Мои-н-Тот
от древнеегипетского прототипа Мер-не-Джхути) означало Возлюбленный
[бога]
Тота. Египтянин по происхождению, он
получил греческое
воспитание, свободно владел египетским и греческим языками. В период
правления Птолемея I Сотера являлся
одним из советников царя;
вместе
с афинянином жреческого рода Тимофеем
принял
активное участие в создании и распространении в Египте культа
синкретического бога
Сераписа, сочетавшего в себе черты греческих и египетских божеств. В
одном из
своих сочинений, не дошедших до нашего времени, а именно в
«Священной книге»,
описал доставку из Синопы в Александрию
статуи бога Сараписа. По-видимому, после введения культа Сераписа
являлся
высокопоставленным служителем культа этого нового божества. При Птолемее II Филадельфе,
помимо исполнения вышеназванных обязанностей, вероятно, являлся также
придворным
астрологом и астрономом, занимая должность «обозревателя
звезд»; ему было
поручено составление календаря и ведение летописи. Перу Манефона принадлежат
многочисленные сочинения,
главным из которых является «История Египта»
(Aigyptiaka) в трех книгах, написанная
по гречески и посвященная Птолемею II Филадельфу.
Используя собственное положение высокопоставленного жреца и имея
возможность
использовать в своей работе иероглифические храмовые надписи, древние
хроники,
царские и жреческие архивы Нижнего Египта (то есть, Мемфиса и
Гелиополиса, а не
Фив), Манефон составил систематический список египетских фараонов и
династий с
древнейших времен до завоевания страны Александром
Македонским. При этом Манефоном было разработано и введено в практику
исторической науки само
понятие «древнеегипетская династия», которым
обозначался ряд правителей,
состоявших в родстве и последовательно правивших в стране на протяжении
достаточно продолжительного времени. Таким образом вся история Древнего
Египта
была разделена на периоды Древнего, Среднего и Нового царств, в каждый
из
которых было включено по 10 династий фараонов. Введенная Манефоном
периодизация
древнеегипетской истории в основном принята современной наукой, а
источники,
использованные им, признаны достаточно надежными. «История
Египта» была утеряна уже к III или даже I
в. н.э. но еще в античности был сделан сокращенный вариант
«Египтики»- так
называемая «Эпитома», содержащая списки египетских
царских династий. Ни Секст
Юлий Африкан, ни Евсевий Памфил Кесарийский не имели перед глазами
сочинений
Манефона, а пользовались только списками царей. Вероятно, и Флавий
Иосиф
пользовался лишь выписками из подлинного сочинения Манефона. Кроме
указанных
авторов отрывки из Манефона сохранились у Феофила Антиохийского, Иоанна
Малалы,
Георгия Синкелла. Манефону приписывают и другие
сочинения, также не
дошедшие до нашего времени: «Священная книга»,
«Эпитомы (сокращенные выписки)
по физике», «О празднествах»,
«О древностях и благочестии», «О
производстве
кифи», «Против Геродота»,
«Книга Сотис» и астрологическое сочинение в 6
книгах
«Апотелесматика». Распространено мнение, что две
последние книги данного
перечня не принадлежат Манефону, а являются текстами более поздних
авторов. Сочинения Манефона пользовались
большим уважением в
древности. На его тексты (или компиляции, составленные на основании его
текстов) опирались при написании собственных сочинений многие античные
авторы:
Эратосфен Киренский, Публий Корнелий Тацит, Плутарх Херонейский,
Клавдий Элиан,
Диоген Лаэртский, Порфирий, Ямвлих Халкидский и другие. |
|
|
|