|
СОВРЕМЕННИКИ ДЕМЕТРИЯ ФАЛЕРСКОГО МЕНЕДЕМ Философ и политический деятель,
сын Клисфена, родом
из г. Эритреи на о. Эвбея. Родился в 345 или Школа Менедема, о которой он
мало заботился,
располагалась в Эретрии. Присущие платоновской Академии или Ликею
строгая
организация и упорядоченность занятий, в ней отсутствовали. Не
существовало
также и строгого учения или законченной философской системы, которой
придерживались бы ученики Менедема. Этому весьма способствовало то
обстоятельство, что и сам основатель школы, по утверждению Антигона
Каристского, «ничего не писал и не сочинял и поэтому не
придерживался ничьих
доводов»[2].
А
когда спрашивали о его взглядах, говорил, что он свободен,
подразумевая, что
человек обычно является рабом своих мнений. В этом он был вполне
последовательным сторонником учения Стильпона,
о
котором с восхищением говорил, что «это – истинно
свободный человек»[3]. К адептам и учителям
Академии, возглавляемой Ксенократом,
он
«относился с
презрением»[4].
Хотя существуют свидетельства о том, что по учению своему Менедем был
платоником, диалектический способ познания он только вышучивал.
«Так,
Алексин однажды
задал ему вопрос: «Ты перестал бить своего отца?»
– а он ответил: «И не бил, и
не переставал». Тот настаивал, чтобы было сказано простое
«да» или «нет» во
избежание двусмысленности; а он на это: «Смешно, если я буду
следовать твоим
правилам, когда можно взять и остановить тебя еще на пороге!»[5]. Впрочем, сам Менедем приемами
диалектики владел в совершенстве, используя их для утверждения
собственных
взглядов. По свидетельству Диогена Лаэртского особенно он любил допрос
такого
рода: «То-то и то-то – вещи разные?»
– «Так». – «Польза и
благо – вещи разные?»
- «Так». – «Стало быть, польза
не есть благо[6]». «Говорят, он не
признавал
отрицательных аксиом и обращал их в положительные; а из положительных
он
признавал лишь простые и отвергал непростые, то есть составные и
сложные»[7]. Воззрения
Менедема были прямо противоположны учению скептиков, которые настаивали
на
ложности всякого догматического утверждения. Главная его идея состояла
в том,
что «существует только одно благо или добро — понимание
(курсив мой – И.В.)
сущности вещей, дающее разумное
направление воле, а все общепринятые добродетели — только
различные имена этого
единственного добра»[8].
«Человека, утверждавшего, что благо не едино, - пишет Диоген
Лаэртский, - он
спросил: сколько же точным счетом имеется благ, сто или
больше?»[9] Несколько иначе та же
мысль о единственном благе, состоящем в понимании сущности вещей, была
высказана Менедемом на философском пиру в Александрии,
устроенном Птолемеем
II Филадельфом по
поводу
начала перевода
на греческий
священных книг иудеев. Когда царь выразил свое
одобрение ответами толковников, и обращаясь к присутствующим здесь же
философам
сказал: «По моему мнению, эти мужи сияют добродетелями и
владеют необычайным
знанием, ибо в мгновение они дали правильные ответы на те вопросы, что
я им
задавал, и все положили Бога источником своих слов»[10],
Менедем ответил ему так: «Истинно, о царь, ибо вселенная
управляется
провидением, и поскольку мы верно постигаем (курсив
мой – И.В.)
то, что человек
есть создание Бога, отсюда следует, что всякая сила и красота слова
исходит от
Бога»[11]. Применительно к повседневному
существованию человека основной тезис философии Менедема состоял в том,
что выгода
не есть благо, стало
быть, и благо не есть выгода. Услышав,
как кто-то говорил, что высшее благо иметь все, чего желаешь, он
возразил:
«Нет, гораздо выше – желать того, что тебе и
вправду нужно»[12]. Указанный принцип достаточности
и меры являлся не
только философской декларацией, но и правилом
личной жизни Менедема, в которой он был чрезвычайно скромен и прост,
отличаясь
при этом твердостью
характера, кротостью, прямодушием и
верностью друзьям. Многие подробности быта
философа и его школы известны благодаря сатировской драме под заглавием
«Менедем», сочиненной в похвалу философу его
современником Ликофроном. Так, античный
писатель сообщает, что совместные трапезы, устраиваемые Менедемом были
достаточно скромны. В качестве угощений чаще всего предлагались овощи и
соленая
рыба, и только изредка – мясо. «В летнее время на
ложе стелили циновки, в
зимнее – овчины; подушки нужно было приносить с собой.
Круговая чаша была не
более кружки; на закуску были стручки или бобы, иной раз груша или
гранат, из
свежих плодов, а иной раз горох или даже сухие смоквы»[13]. Свои идеи Менедем распространял
не только в кругу
учеников, но и среди
особ царских кровей, многие их которых в той или иной мере являлись
приверженцами философа. Некоторые же из монарших особ и их друзей не
только
спрашивали советов Менедема, но и остерегались его осуждения. Диоген
Лаэртский
сообщает, что однажды, когда Антигон
Гонат спросил его,
«не
пойти ли ему на пьяную гулянку, он ничего не ответил и только велел
напомнить
Антигону, что тот – сын царя»[14]. В другой раз, «когда
Антигон
позвал к себе Еврилоха Кассандрийского с Клеиппидом, мальчиком из
Кизика,
Еврилох отказался от страха, что об этом узнает Менедем, ибо Менедем
был резок
и остер на язык»[15]. Впрочем, однажды «за
свои
вольные речи он едва не попал в беду у Никокреонта[16] на Кипре – а с ним и
его друг Асклепиад. Царь
устраивал ежемесячное празднество и вместе с другими философами
пригласил и их;
но Менедем сказал: «Если такие сборища – благо, то
праздновать надо ежедневно;
если нет то не надо и сегодня». Тиран ответил, что только
этот день у него и
свободен, чтобы слушать философов; на это Менедем во время
жертвоприношения еще
суровее возразил, что философов надо слушать во всякий день. Они
погибли бы,
если бы какой-то флейтист не дал им возможности уйти; и потом, на
корабле среди
бури, Асклепиад сказал, что искусство флейтиста их спасло, а искусство
Менедема
погубило»[17]. Диоген Лаэртский в
жизнеописании Менедема говорит и о том, что «в первое время
эретрийцы смотрели
на него с презрением и обзывали пустозвоном и псом; а потом стали им
восхищаться и даже вверили ему город. Он ездил послом к Птолемею[18]
и Лисимаху, всюду встречая почет; мало того, он был и у Деметрия
и
умерил ежегодную подать от
своего города[19]
с двухсот талантов до пятидесяти»[20]. Особенно
доверительные отношения были у философа с сыном Деметрия
Полиоркета Антигоном
Гонатом, который даже причислял
себя к ученикам Менедема. В свою очередь, Менедем гордился свершениями
своего ученика,
и, по свидетельству Диогена Лаэртского, в честь победы Антигона
над
варварами при
Лисимахии в 277
г.
до н.э. «написал указ, простой и нельстивый,
начинающийся так: «Военачальники
и советники внесли предложение: так как царь Антигон, победив в
сраженье
варваров, возвращается в свои пределы и все дела его сбываются по
предусмотрению, то совет и народ постановили...»[21]. Столь
явные проявления дружбы между Менедемом и сильными мира сего вызывали
не только
подозрения некоторых сограждан, но и зависть политических противников,
которые
обвиняли философа в намерении ликвидировать демократическое управление
и
передать город под власть какого-либо из царей. В первый раз он был
оклеветан
перед Деметрием, будто хотел предать
город Птолемею[22], и вынужден был
оправдываться в письме, которое начинается так: «Менедем
желает здравствовать
царю Деметрию. Я слышал, что тебе донесли на меня...»[23].
В другой раз, в Помимо
философии и политики, большое внимание Менедем уделял изучению Гомера,
Эсхила и Софокла. Был дружен он и с современными ему литераторами Аратом,
Антагором Родосским и Ликофронтом, последний из которых написал
сатирову драму
«Менедем», восхвалявшую означенного в названии
философа. Последние
годы Менедем провел в изгнании в Оропе, где жил при храме Амфирая. Но,
как
передает Диоген Лаэртский со слов Гермиппа, «там пропали
золотые сосуды, и
тогда постановлением всех беотийцев ему было ведено уйти; глубоко
огорченный,
он тайно пробрался в родной город, захватил жену с дочерьми и уехал к
Антигону,
где и умер от огорчения»[25].
По другой версии, идущей от Гераклида, «к Антигону он явился
в намерении
вызволить отечество, но тот на это не пошел, и тогда Менедем от
огорчения
покончил с жизнью в семидневной голодовке»[26]
в [1]
Более поздняя дата рождения Менедема
приводится в Encyclopedia Britannica. [2] Диоген
Лаэртский. О
жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. – М, 1986, стр. 134, Кн. II –136. [9] Диоген
Лаэртский. О
жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. – М, 1986, стр. 132, Кн. II –128. [10] Письмо
Аристея,
200. [11] Письмо
Аристея,
201-202. [12] Диоген
Лаэртский. О
жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. – М, 1986, стр. 134, Кн. II –135. [16] Никокреонт - царь
Саламина Кипрского в 332 – [17] Диоген
Лаэртский. О
жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. – М, 1986, стр. 132, Кн. II –130. [18] Об
одном из таких визитов, когда Менедем
(вероятно, в [19] Вероятно,
и целью визита
Менедема к Птолемеям, совпавшего с началом греческого перевода
иудейского
Завета, являлось достижение каких-то льгот для своего города, который,
располагаясь на о.Эвбея, непосредственно соседствовал с Кикладским
архипелагом,
над которым в [20] Диоген
Лаэртский. О
жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. – М, 1986, стр. 135, Кн. II –140. [22]
Это обвинение не могло быть следствием посольства Менедема в Египет,
состоявшегося в [23] Диоген
Лаэртский. О
жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. – М, 1986, стр. 135, Кн. II –141. [27]
Впрочем, существует и третья версия, согласно которой в |
|
|
|