|
СОВРЕМЕННИКИ ДЕМЕТРИЯ ФАЛЕРСКОГО СТРАТОН
Straton
(340 – В
298/7 г. до н.э. переехал в Александрию, приняв предложение Птолемея I Сотера стать
учителем
одного из наследников престола, будущего царя Египта Птолемея II Филадельфа. В
первые
же годы пребывания в Александрии
совместно
с Деметрием
Фалерским
выдвинул идею и принял
активное участие в создании Музейона, призванного быть
научно-образовательным центром для будущей правящей элиты государства,
состоявшей прежде всего из наследников престола и их ближайшего
окружения. В
288/7 г. до н.э. (по-видимому, после заключения брака между Птолемеем Филадельфом и Арсиноей
I,
дочерью Лизимаха) покинул Александрию, получив от огромное по
тем временам вознаграждение в 80 талантов. По возвращении в Афины
возглавил
Ликей, схолархом которого
являлся в течении 18 лет до самой своей смерти в 269/8
г. до н.э. По
возвращении из Египта сохранял, вероятно, тесную связь с двором
Птолемеев и
своим воспитанником, являясь одним из виднейших представителей партии
сторонников Птолемеев в Афинах. По-видимому, уже являясь
схолархом Ликея, Стратон принимал участие
в разрешении семейного конфликта между Птолемеем Филадельфом и его
женой Арсиноей
I,
которая впоследствии была обвинена в заговоре против собственного
супруга.
Именно к этому времени могут относится письма Стратона, начинающиеся
словами:
«Стратон Арсиное желает благополучия», - о которых
сообщает Диоген Лаэртский[1]. От
Диогена Лаэртского[2]
до нас дошел и перечень
несохранившихся трудов Стратона, включающих следующие книги:
«О царской
власти» 3 книги,
«О справедливости» 3 книги,
«О благе» 3 книги,
«О богах» 3 книги,
«О первоначалах» 3 книги, «Об
образах жизни»,
«О счастье»,
«О царе-философе»,
«О храбрости»,
«О пустоте»,
«О небе»,
«О дыхании»,
«О человеческой природе»,
«О происхождении животных»,
«О смешении»,
«О сне»,
«О сновидениях»,
«О зрении», «Об
ощущении», «О наслаждении»,
«О красках»,
«О болезнях»,
«О кризисах»,
«О силах»,
«О металлах»,
«Механика», «О голоде и
помрачении», «О легком и
тяжелом», «О вдохновении»,
«О времени», «О еде и
росте», «О сомнительных
животных», «О баснословных
животных», «О причинах»,
«Разрешение
сомнений», «Введение в топику»,
«О случайном», «Об
определении»,
«О большем и меньшем»,
«О несправедливом»,
«О предшествующем и
последующем», «О высшем роде»,
«Об особенном»,
«О будущем»,
«Опровержения найденного» – 2 книги, а
также «Записки» (спорные). Взгляды Стратона во многом не
совпадали со взглядами
основателя перипатетической школы Аристотеля.
Стратон не разделял учения о внеприродных основаниях мироздания,
каковыми у Аристотеля
выступало божество как «неподвижный перводвигатель
мира» и «мышление о
мышлении». Как передает Цицерон, Стратон полагал, что
«вся божественная сила
заключается в природе, которая заключает в себе причины рождения,
увеличения,
но лишена всякого чувства и вида». Природа является
самопроизвольной и
самодостаточной силой, которая не подчинена никаким внешним формам и
целям.
Важнейшей природной силой Стратон полагал тяжесть, которая является
причиной
движения и упорядочивает космос. Именно различная степень тяжести
является
причиной вертикального порядка четырех основных элементов природы:
земли, воды,
воздуха и огня. Он полагал также, что сила удара (и скорость
падения) тел
равной тяжести не является одинаковой (как считал Аристотель),
но зависит от высоты падения. Признавая, что тела состоят из мельчайших
частиц
и пустоты, Стратон, в отличие от Демокрита, считавшего атомы
неделимыми,
полагал, что и мельчайшие частицы вещества принципиально делимы. Отрицая
существование божества, Стратон отрицал и бессмертие человеческой души,
полагая, что она слабеет и гибнет вместе с телом. Все психические и
мыслительные процессы человека, по его мнению, связаны с деятельностью
тела,
вне которого существовать не могут. Душа, разумная сущность человека,
локализована в передней части головы, между бровями. Именно отсюда она
распространяется
по всему телу вместе с «пневмой», или дыханием,
которая служит ее материальным
субстратом. Знание – это движение души, берущее свое начало в
органах ощущений.
На основании первичных ощущений формируются восприятия, которые могут
сохраняться в душе в течение некоторого времени; движение восприятий и
составляет, собственно, процесс мышления. Поэтому человек не может
помыслить
ничего, что ранее не было им воспринято. Мерилом
всех природных процессов и явлений (всего движущегося и покоящегося)
Стратон
считал время, формулируя это положение, по свидетельству Секта
Эмпирика,
следующим образом: «Время есть мера всякого движения и покоя,
поскольку оно
равновелико всему движущемуся, когда оно движется, и всему
неподвижному, когда
оно неподвижно, и поэтому все происходящее происходит во
времени»[3]. Взгляды
Стратона имели не только огромное воздействие на ученые занятия в
афинском
Ликее, в котором в годы руководства Стратона возобладало
натуралистическое
направление, переходящее в ряде случаев в прямой материализм, - но и на
развитие александрийской науки III – II в.в. до н.э. Хотя
Стратон не оставил
учеников, которые непосредственно продолжили бы его работу –
к его
последователям причисляют знаменитого математика и астронома Аристарха
Самосского,
механиков Ктесибия и Герона, александрийских врачей Эрасистрата и Герофила. Кроме
того, Стратон писал на этические и
политические темы; результаты этих трудов оказали
огромное влияние на
его ученика, впоследствии египетского царя, Птолемея II Филадельфа,
предопределив интерес, а также покровительство последнего
александрийским
искусствам и науке. По-видимому, непосредственным учеником Стратона
следует
считать также автора знаменитого «Послания
Филократу»
царского телохранителя Аристея, описавшего историю
создания перевода книг иудейского Закона на греческий, известного как Септуагинта. [1] Диоген
Лаэртский. О
жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. – М, 1986, Кн. Y –
60. [2] Диоген
Лаэртский. О
жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. – М, 1986, Кн. Y, 59 - 60. |
|
|
|