ДеметриусДеметриус
»ЖИЗНЬ     »УЧЕНИЕ     »СОЧИНЕНИЯ     »ЭПОХА     »ССЫЛКИ     »АВТОР САЙТА     »МЕНЮ БЕЗ JAVA    
 
   

© И.И.Вегеря, 2006




СОВРЕМЕННИКИ ДЕМЕТРИЯ ФАЛЕРСКОГО


ФЕОПОМП

древнегреческий историк, родом с о. Хиос, сын Дамасистрата Хиосского. Родился около 378/7 г. до н.э. или несколько ранее. В 377 г. до н.э., после присоединения Хиоса ко Второму Афинскому морскому союзу[1], отец Феопомпа, сторонник аристократической партии, был изгнан с родины и переселился вместе с семьей в Афины. Здесь под руководством Исократа Феопомп изучал ораторское искусство, в котором достиг больших высот. В качестве оратора он разъезжал по различным городам эллинского мира, выступая с судебными речами в качестве защитника, а также  принимал участие в состязаниях в ораторском искусстве. Более всего известен его успех на состязании, устроенном Артемисией в честь своего супруга Мавсола, где Феопомп одержал победу над Феодектом Фаселидским и другими ораторами. До нашего времени от многочисленных речей Феопомпа, которые составляли не менее 20000 строк, сохранились лишь немногочисленные отрывки.

Скитания Феопомпа завершились лишь с воцарением Александра и началом его персидского похода; по-видимому, на родину Феопомп смог вернуться лишь после окончательного освобождения Хиоса флотом Александра Македонского в 332 г. до н.э.[2] Однако, после смерти Александра в 323 г. до н.э., возобновляются преследования сторонников промакедонской партии, вследствие чего Феопомп вынужден покинуть родину уже навсегда. Некоторое время он жил в Эфесе, а затем перебрался в Египет, где Птолемей I Сотер, хотя и неохотно, но предоставил убежище уже знаменитому к тому времени историку.

Возможно, не вполне доброжелательное отношение египетского монарха объяснялось тем, что самый объемный из трудов Феопомпа – «История Филиппа II Македонского» (Philippicа) в 58 книгах, завершенная в 324 г. до н.э. – был посвящен македонскому монарху, которым Птолемей, сын Лага, в пору своей юности в числе других ближайших друзей Александра был отправлен в изгнание, которое завершилось лишь со смертью Филиппа. Хотя некоторые черты характера и поступки Филиппа подвергнуты автором критике, в целом македонский правитель предстает в этом сочинении как идеальный монарх, что вполне соответствовало мировоззренческим установкам самого Феопомпа, являвшегося последовательным противником демократии. Это сочинение в своем первозданном виде не дошло до нашего времени, хотя и сохранилось множество фрагментов в передаче самых различных авторов. В наиболее полном виде история Филиппа известна в сокращенном изложении Юстина, который пользовался трудом Феопомпа в латинской обработке Трога Помпея. «Филиппика», которая освещала не только деятельность Филиппа[3], но охватывала историю всей Греции времен Филиппа, пользовалась популярностью у современников Феопомпа и широко использовалась античными авторами.

Другим важнейшим историческим сочинением Феопомпа являлась «Греческая история» (Hellenicа) в 12 книгах, которая хронологически продолжала исторический труд Фукидида, охватывая события с 410 по 394 г. до н.э.. От этого труда сохранилось лишь 19 фрагментов, которые не позволяют составить целостную картину о структуре и размерах данного исследования. Существует точка зрения, согласно которой с «Греческой историей» Феопомпа следует идентифицировать найденные 1906 и 1934 гг. в Оксиринхе (Египет) папирусные фрагменты «Элленики из Оксиринха» (Hellenika Oxyrhynchia). Однако, эта гипотеза не получила широкой поддержки научного сообщества.

Помимо указанных исторических сочинений, с именем Феопомпа связывалось также известное в древности сжатое изложение Геродотовской истории в двух книгах.

Хотя Феопомп принадлежал к числу наиболее читаемых авторов и авторитетных исследователей своего времени, относительно художественных достоинств его трудов у античных авторов не было единого мнения. Слог его, по мнению некоторых критиков древности, маловыразителен и не соответствует важности предмета[4], по мнению же других, напротив, - ясен, выразителен и возвышен.

Кроме упомянутых произведений, в древности были известны панегирики Феопомпа Филиппу и Александру, а также письма к Александру (Хиосские письма, написанные Феопомпом своему покровителю по возвращении на родину).

О судьбе самого Феопомпа после его переселения в Египет в точности ничего не известно. Предполагают, что он умер вскоре после 320 г. до н.э[5].


[1] Или в 371 г. до н.э. после поражения Спарты в битве у г. Левктры.

[2] Об освобождении Хиоса - Дройзен И. История Эллинизма, Т. 1, кн. 2, гл. 3; с. 238.  - Из-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1995. Другие источники называют датой возвращения Феопомпа на Хиос 335 г. до н.э.

[3] Собственно историю Филиппа  в 16 книгах, сделав извлечения из труда Феопомпа, составил Филипп III Македонский.

[4] Например, Деметрий Фалерский в своем сочинении «О риторике» («О стиле») писал: «Употребление таких (сходноконечных – прим. автора) колонов довольно рискованно. Оно непригодно в том случае, когда хотят произвести особенно сильное впечатление. Потому что сама излишняя забота о слоге, связанная с употреблением этих колонов, ослабляет впечатление. Это становится нам ясным на примере Феопомпа. В обвинительной речи против друзей Филиппа он говорит: «Мужеубийцами были они по натуре, мужеблудниками стали по образу жизни. Они назывались сообщниками, а были соложниками». Созвучие колонов и противопоставление в них уменьшают силу речи, так как в них много искусственности. Гнев не нуждается в искусной отделке. В обвинениях такого рода должно говорить естественно и простыми словами». (Деметрий. О стиле, § 27. – В книге: Античные риторики. Под ред. А.А. Тахо-Годи. – М., из-во МГУ, 1978, переводе на русский язык Н.А. Старостиной и О.В. Смыки; на английском - translated by W. Rhys Roberts). Смотри также § 247 того же сочинения. Там же в рассуждении о мощном стиле речи Деметрий говорит: «Мощным может быть сам предмет, так что излагающие его тоже кажутся мощными, хотя бы они и говорили вовсе не так, как полагается в мощном стиле. Так, Феопомп [рассказывает] о пирейских флейтистках, шлюхах и [молодчиках], которые играют на авле, горланят песни и отплясывают, и [поскольку] все эти слова – крепкие, то и [автор] кажется мощным, хотя [на самом деле] говорит он [весьма] слабо» (§ 240).

[5] Указывают и на другую дату смерти Феопомпа – 300 г. до н.э. (см. статью о Феопомпе в БСЭ).

G
      Найти: на
ЧИТАЙТЕ: https://demetrius-f.narod.ru/index.html
Обновления

Книга Экклезиаста

Септуагинта

Письмо Аристея

Афины

Александрия





Hosted by uCoz