|
К Р И П Т О
р о
м а н
© И.И. Вегеря
Если это зима, и человек идет к Пушкинскому не от “Кропоткинской”, а - от “Библиотеки”, он видит: башня, минует: каменный взгорбленный мост - ветер и снег втиснуты им заранее в проложенный на карте маршрут: от станции “М” до условного пункта “19” – (“Одна тысяча девятьсот...” - так говорит себе человек). А позже разглядывает картины на стенах, приближая насколько возможно лицо к холсту. - You see eyes. Чужую знакомую речь слышит он (“Вы видите глаза”). Он не обманут - ни прежде, ни теперь - вот: зримые отчетливо следы кисти, но отступив - словно на рисунке-загадке из детского журнала, он видит опять лица. Прежде всего он различает глаза - там, где на картине лишь пальма, и море, и кокосовый темный орех над белым песком. Только рыбак - в закрытой взору перспективе за горизонтом выуживает из воды невидимую рыбу? “Утро” Добиньи, “Деревья в парке” Сезанна... Каждым предметом... Небо - за парком, деревья - наблюдают за нами. Видят и девочку?.. “Руанский собор” - у которого не может не сказать человек вчерашней мысленной спутнице: - Какие печальные лица у этих башен. Наугад - ее улыбка в ответ. - Ты просто придумываешь видимое. (“...своими глазами”). Человек совершает очевидный теперь правильный перевод. Своими глазами он видит: сколько прошло лет... Он наклоняется к уху (ear) девушки, находя ее повзрослевшей: - Смотри... Девушка оглядывается - отрывает свой взор от карандашного черно-белого рисунка. - Здесь совсем не те превращения... Туристы смеются. (“Мистер Смит, мистер Смит”). Молчит и краснеет - и может, совсем не взрослела - девочка: уходит, как шла когда-то по школьному коридору - а мальчик с фотоаппаратом, щелкнув затвором, извлек и проявил пленку, и девочки не оказалось. Значит ли это: было слишком темно? И когда, при каком свете (вчера?) он сказал ей: “...в Москву?..” Он вынужден свериться с текстом под рисунком. (“Метаморфозы - есть превращение и изменение, и переход...”) И он сверяет себя с каждой новой табличкой на двух языках, и каждый из языков - со своими глазами: “Rainbow under…” - верно ли: “Радуга под...” Или точнее сказать - поверх? - хотя, единственно возможно быть радугой into (внутри, а значит, и - во время) дождя. Он только оживляет (своими глазами) глаза других, извлекая из той обманной несуществующей вечности, где пребывают они, - их лица плоски и окончательны, и другими не станут уже никогда. И человек усмехается. И он говорит тому - за (и внутри, и, скорее всего, - над) картиной: - А ты?.. Это ведь ты - там, в “психушке”, и тебе надкусили, и вовсе отгрызли ухо, а ты нарисовал: тюремный двор, и стены, и этих неживых человечков. Тобой совершен и подлог - наказанье неотвратимо. И человек заговаривает с другими. “А ты?..” “А ты?..” А у Матисса в глазнице безымянного покоится яблоко. (И окна автобусов разрисованы человеческими лицами). “Или я прозреваю скрытую суть вещей - или ни черта, ни черта в этом не смыслю...” “Или схожу с ума”. И человек заговаривает с другими. Оглянуться страшно ему: своими глазами увидеть сегодня ее глаза. Он смежает веки, присев на музейной шаткой скамье. Но и внутри, в его темном “я” отпечатан черный - негатив? - контур лица. Совсем не те превращения. “Мистер Смит...” Что-то катится по полу и задевает его ботинок: розовый бок яблока... “Мария?..” 1. Теперь Равжин видел: женщина казалась совершенно спокойной. Откинув занавеску, стояла у окна, неразличимо сжимая что-то в своих тонких руках. С-нов вышел на крыльцо. Неожиданно, с улицы, взглянул прямо в глаза Равжину. Сойдя по ступеням, в несколько шагов одолел расстоянье до флигеля. Равжин кивнул. - Я сяду. С-нов опустился на кровать - скрипнула пружинная сетка. - Я думаю, ты снова можешь перейти в дом. Не услышав ответа, С-нов усмехнулся. - Скажи, ты удивлен моему приходу? Ты тоже считаешь меня убийцей? - Не знаю. Равжин присел напротив своего гостя. - Нелепо и дико. Но в сущности - просто... она захлебнулась. Это доказано. Я дал подписку о невыезде. - И. . . что же дальше? - Мне необходимо пожить у матери. Могут проверить. - Прописка? С-нов коснулся пальцами какой-то тетради на подоконнике - Но... пусть Мария останется пока здесь. Согласись... После всего, что случилось... Ты не будешь возражать? - Нет. - Подожди... Я не случайно сказал: перейти в дом. Я хотел попросить тебя... Мария беременна. - Мария? - Это будет не мой ребенок. - …………………………….. - Ты удивлен? Экспертиза подтвердила. Впрочем, я знал… Что ты молчишь? - Так... - У меня еще одна просьба. - Я слушаю. - Ты не мог бы взять на хранение одну вещь? - Какую? - Возьмешь? С-нов вынул из кармана плоский серый коробок. Открыл. Два тусклых красноватых патрона с тупыми головками пуль лежали на дне. - Это не имеет никакого отношения к... - Конечно. - Так - память сердца... Все-таки я опасаюсь обыска. - Да. - Ты знаешь, от какого оружия эти патроны? Равжин улыбнулся. - Ну, герою неизвестной войны... Считай - сувениры. С-нов все еще держал патроны у себя на ладони. - А на теперешней службе: у вас?.. - У нас нет оружия. - В самом деле? Собака? Свисток?.. А там?.. Скажи... Там ты убивал? - ...Мы охраняли воздушное пространство. Они оба посмотрели через стекло во двор. - Ты рассказывал - служил под английской фамилией. Если не секрет… - Что? - Впрочем... Это ведь не отмечено в твоих документах? Верно? - Да. - Ладно. - С-нов захлопнул, наконец, крышку коробки, поднялся. - Ты не передумал? Проводишь? С Марией я уже попрощался. Они вышли на улицу. Пройдя через двор, остановились у калитки. Женщина глядела теперь на них из другого окна. - Ну… С-нов, улыбаясь, протянул руку. - Подожди. - Равжин вздрогнул от неожиданности. - Подожди. Я хотел еще спросить... Он замялся. - О чем? - ...Так... ты уже уходишь? - О чем?.. О чем ты хотел спросить? 2. Но впервые Равжин услышал об этом - когда?.. Он оглянулся: со своим очевидно-огромным теперь животом женщина походила на сонную рыбу, всплывшую вверх брюхом к поверхности стекла. Итак, беременна... Равжин представил: дом с чужим кричащим ребенком, колыбельные, мутные, размеченные на порции бутылочки с молоком, и - далее, за окном, - двор с натянутой меж домом и флигелем бельевой веревкой, пеленки, синий (а не розовый) бант детского одеяльца - все, что утаивало объявление, но, может быть, выказывалось неуверенностью, с какой продвигалась вдоль заборов женщина, отыскивая нужный ей дом. Можешь вернуться... Я думаю... Можешь опять перейти... ...дом, куда станет входить он реже и реже... Долго объяснялась со старушкой на противоположной стороне улицы... Как мне найти?.. Пройти?.. Дом… Равжин... Точней, наверное, Смит... Равжин-Смит? Так вот же... Равжин отступил даже вглубь комнаты, хотя, и обернувшись, женщина все же не могла увидеть его. Впервые: по тропинке меж черными размокшими огородами. Помедлила у калитки, быть может, опасаясь собаки. Их устроил бы даже флигель. Она объясняла - обогнув дом, вдавив кнопку звонка у входной двери. Но - и: хотелось бы снять гараж. Поблизости. Будто знала: Равжин ни в чем не мог им отказать. ...как улыбнется, смутившись, и запахнет Мария халат - и младенец ткнется обиженно в прикрытую грудь... А насчет флигеля... Равжину вспомнились три последние дня. Реже и реже... Придя с работы, он не входил даже в кухню. Кое-какие продукты хранились во флигеле. Он доставал электрическую плиту. Бросал на сковороду кусок сала, три освобожденных от скорлупы яйца. В доме гас и вспыхивал свет. Кухня и ванная... Он представил расположение комнат - словно издалека, словно то был чужой, недоступный ему дом... Чтобы не бегать вам через двор... Правда, удобства... Он ни в чем, ни в чем не хотел их стеснять. Умываясь на улице, Равжин видел, как прошла мимо и остановилась у калитки Мария. И когда ужинал, включив радио - в той далекой стране продолжались столкновения на границе, два самолета-разведчика нарушили воздушное пространство - хлопнула снова входная дверь. Окно дома сникло и вновь осветилось - неверным синим огнем телевизора. Он подумал: а сообщат ли о самолетах-нарушителях во “времен”ных новостях?.. “Вы слухаетэ... Знов два швыдкых катэра атакувалы в залыви амэрэканськнй танкэр...” Он повернул ручку настройки: там, та страна не имела морских либо других водных границ. С-нов не возвращался. Вот что оказывалось неожиданностью для Равжина: все знал, слышал. Но занимало его совершенно иное: другая страна... Шел и видел - когда же? - толпящийся у гаражей народ, машину с уснувшей мигалкой. Когда же впервые? - мать одноклассника: (“А у Сергея сын”. “Второй?”) Все-таки Равжин помнил и одноклассницу: беременная - когда? - она шла навстречу ему через парк. (“Почему?.. Первый. Сергей Сергеевич”). От той женщины - ("Теперь нас трое...”) – смущенной и убегающей: а ты-то причем? - (“Я ведь тоже Сергей”. “Ну... заходи... как-нибудь...”) - услышал: совсем молодую... что делается... девчонку… убили в гараже... Или, случайно выхватив из толпы, - еще раньше: а ты не хочешь купить машину? Почти даром. И Равжин подгонял под известное те распадающиеся слова: полторы тысячи... впрочем... два трупа... возни... полгода в запертом гараже... обивку менять... Это теперь - зная, вспоминал Равжин: “И вот он ее этим самым... проводом... электричеством...” Бред... В сущности, доказано... Аккумулятор?.. Розетка?.. Уже по своей улице - шел и не замечал. А может быть, как раз доставали из машины ее?.. Шел и думал: другая страна ... Розовая - откуда? - гвоздика в почтовом ящике... Женщина глядела на цветок и Равжина из окна. Обменялись ролями?.. Тугой высокий живот. Почерневшее вдруг лицо... Несчастный случай? Авария?.. Когда ее доставали потом... из-под колес. Словно бы притворилась - ни ссадины... И - что?.. Что будет теперь с ним?.. “Всего-навсего черномазая. Мистер Смит!..” Ему сказали (и то был приказ): “Ящик тушенки, ящик галет...” Но ведь она никогда, никогда... “Вам приказано, рядовой Смит! Это голодная страна. Рядовой Смит!.. Даже их знаменитый, черномазый из черномазых, - помнишь? - говорил так: “Если...” - Но... Я хотел бы еще спросить... - Да. - Вот о чем... - Я слушаю. - Хотел бы спросить... - О чем?.. Рядовой Смит! …………………………… - О чем?.. О чем?.. - Как ее звали? 3. ...Потому что это будет не мой ребенок, повторил С-нов. Он огляделся. Студенты, взвалив на плечи штативы, с приборами, замкнутыми в деревянных футлярах, разбредались по пустырю. Над колышками, вбитыми в землю, прилаживали треноги, вращением винтов улавливали пузырек уровня - упираясь в сферическую поверхность стекла, тот соскальзывал к краю. И, прислонив к окуляру глаз, исчисливали двухмерный опрокинутый мир. Плоские - куст, дерево; студентка удерживала вертикально полосатую пограничную рейку. С-нов опустил руку. (“Проделайте и такой эксперимент: отвернув градусов на тридцать прибор, посмотрите вновь в окуляр - куда девалась вся прежняя ваша объективная реальность?”) Большой и указательный пальцы были по-прежнему сомкнуты в кольцо, глядя через которое, С-нов имитировал поле зрения оптической трубы. Девушка кричала что-то пареньку, склоненному к лимбу теодолита. С-нов открыл второй глаз. ...по-прежнему - словно ее проецировали на экран из невидимого С-нову пространства. Глаз и глаз, сказал себе С-нов. Что достигается совмещением двух как минимум независимых стрел координат. И приближаясь к объекту, ты неизбежно минуешь ту точку времени, за которой... Заглядывание за угол... Кривой пистолет... способа, позволяющего измерить расстояние... С-нов обернулся. ...либо по углу и объективному базису... Черным тенью мелькнуло… Доберман-пинчер прыщавого студента. Не существует... иначе как по разнице во времени прихода сигнала... То есть?.. ...даже обняв женщину, когда кажется: наконец, вы одно - ты все равно запаздываешь к настоящему. А тот объем, что вылепливаешь своими же пальцами и глазами, он... С-нов подумал опять о девушке. Как ее звали? ...он, объем, есть лишь соприкосновение прошлого и прошлого. И это все, что происходит в любое мгновение с вами. Но: что происходит тогда с самим прошлым?.. Он вспомнил: больничная дверь в огромной, с пластинами матового стекла, деревянной раме, что выгораживала кабинет из тупика коридора. Женщина в белом халате просила мальчика подойти. В стороне, на кушетке сидела мать. “Что же, посмотрим”. Мальчик расстегивал штанишки - они сползали, старательно удерживал их - но врач оттягивала резинку его трусов, и упругое замкнутое кольцо сдвигалось вниз, вниз. Он оглядывался - на стену гладкого матового стекла. Или, быть может, как раз неровность, рельеф некоего абстрактного рисунка на поверхности делали барьер непроницаемым? И позже С-нова всегда останавливала стыдливая скрытность задуманного прозрачным материала: словно бы там... - даже прилепленный наскоро чистый лист кальки. “Неужели у девочек тоже?” Мать заговаривала с женщиной. А он знал: то же, каждый окажется и по другую сторону стекла - резинка, бесформенно обвисшее на коленях белье... И ожидая на лестнице мать - ведь не исчезла очередь: кто же, вычислял С-нов, кто увидит ту девочку: мутным пятном все резче проявляясь в стекле - прочь, прочь... (Как звали ее? Без имени. Бесполезно.) “Ты ведь большой уже мальчик...” Они возвращались из больницы через весь город – вдоль заборов заводской незнакомой окраины. “Ты должен знать...” И когда, год или два спустя, уже вместе с одноклассниками, ехал той же дорогой на экскурсию, он ощутил вдруг – с чего бы? - тайну в себе – в смутно угаданном чередовании за окном: площадь, стеклянный короб кинотеатра. Но... “Известны и случаи, когда дети рождаются...” ...и лишь при виде копоти, грязи, дыма - совершенно определенно: белый матовый стыд... “...Или еще: заяц бежит по лесу, его останавливает волк. Ты куда, косой, сломя голову? - Да вот, медведь вырывает, у кого болтается больше двух. - Тебе-то чего бояться? - спрашивает. - Ага... Он уже после считает...” “...А вот послушай такой: подходит мужик к мужику. Спорим, - говорит, - что у нас вместе их пять, а не четыре. - А у тебя одно?..” Но всего страшней медосмотр - женщина (опять и всегда женщина) в белом халате. “Опусти, опусти...” И почти сразу: - М...м?.. - озадаченно глядя на шрам в паху. И - еще более: - М...м?.. - крашеными острыми коготками впиваясь в твой от холода сморщенный мешочек. Шепотом, пока не приблизился никто из одноклассников, ты проговариваешь диагноз. Женщина медленно вписывает слова в медицинскую карту. - Можно надеть? - Что?.. Да, конечно... И когда С-нов намеревается уже отойти в сторону: - Ты знаешь, что?.. (“Это будет не мой ребенок...”) Будет или нет? Не мой. Еще до очереди в матовый кабинет... Мать убеждала: операция. На каникулах. После второго класса. И требовалось лишь объяснить: зачем? Ведь С-нов не болел, и это не было операцией для жизни С-нова. И требовалось объяснить: потом (когда вернешься домой? в школе? всю жизнь?) лучше говорить: обычная грыжа. Собственно, С-нов мог подбирать любое название - для шрама, так схожего со следом удаленного аппендицита. Мать только советовала: не говорить об этом... О чем угодно: наркоз, оборванный на слове "пять" счет, и – пускай - холодные белые люди над ним. Но не осталось никакого зримого образа - лишь: больничный коридор, стены, расписанные картинками сказок: колобок, а навстречу - заяц, и волк, и медведь; столовая, комната для игр, где дети - как звали их? все без имен - собирались в группки, и кто-то двигал большие шахматные фигуры на невысоком столе. ...Один и один. И даже в палате: “А что это делали тебе?” “Ты знаешь?.. ...Вот что, оказывается... (Это важно не мне). ...страшило в итоге С-нова: не сам огорчительный результат, не процесс, предположительно оборванный в будущем - а этот определяемый взглядом и - стыдней и вернее - различимый на ощупь недостающий элемент. Пальчиком, ноготком, впиваясь... Рука Марии, медлившая на нечувствительной вывернутой наружу полосе шва. Но и соскальзывая вниз: пальцами, взглядом - не могла досчитаться: один, раз... (Недостает не мне, а другим.) - Другой, и может более даже – любой другой женщине, что не примет, а отвергнет по этой причине любовь С-нова. И накануне свадьбы он подошел к матери: “Я должен сказать Марии?..” “Ну, если вы действительно любите друг друга...” Да. Да. Да-да. Это проговаривалось как теперь несущественное. “Многие берут детей из детдома. К тому же, известны случаи...” И все первые месяцы С-нов как бы ставил и длил мучительный эксперимент. “Ты ничего не делаешь?” - задыхаясь стыдом и неуместностью (расчет, а не страсть) полуночного шепота. Но самого С-нова ни о чем, ни о чем Мария не спрашивала. И С-нов раздваивался, две одновременные системы координат равнодействовали в нем. А если совпадали они, смещаясь незначительно, и было возможно смещением пренебречь, всё обращалось плоским: куст, дерево - изображенным и выдуманным. Дерево? Куст? Опасаясь достоверности неизбежного знания, он как бы передавал себя добровольно в чужие руки. И: что ответил бы он на вопрос? - "Я так боялся, так боялся тебя потерять..." То могли быть руки (и вопрошающие глаза) только женщины. (“Знаешь ли ты и это?”) А если... ...в ее руке была рейка, и потом - уже лист бумаги: с переписанными женско-неженским почерком цифрами. ...тогда так и говорилось: “Что же мы делаем? Ведь я не женщина...” И всё принималось, и всё было бы принято на веру и всерьез - не существовало никаких доказательств либо достоверного следа для С-нова. “Что же мы делаем?..” И следа памяти не останется. (Растеряно держал Марию на руках. “Куда?..” - Прочь - от всяких следов - “...с этого нового дивана?”) Как подтвердить (опровергнуть) ощущение, сверяясь со словом же: книги?.. И слова не скажешь, и не спросишь потом. А всякое действие опознания прошлого в будущем - суть действие иное: с самим собою, против себя. В молчании - друг против друга - на темной больничной лестнице. Страшась собственного ответа (“Я так боялся”), а более даже - ее вопроса. (“И зачем, зачем оказалась в больнице Мария?”) Если возможно спросить... Но - о другом - бесцветно и тихо: сегодня в больницу приходила немая. (“Не мой, не мой...”) Та девушка, вспомнил С-нов, что жила когда-то по соседству с Марией. Не мог назвать имени. ...И не слышал более слов. Сложив лист с цифрами, студентка передавала его пареньку... Одна только и понимала: в шипении, клекоте угадывая слова. В несуществующем больше поселке. Не существующая? В третьем лице: она. “Не женщина?..” И значимы оказывались теперь не слова. Истинность слов подтверждалась и невысказанной (словами) правдой о С-нове. Скажи Мария прямо обратное, а С-нов поверил бы и ее лжи: "Не девушка" (“Я просто люблю тебя, и ты не обязан...”) - ее как раз устроило бы - или: только любую другую женщину? - услышать: (“Ребенка не будет...”) Бесследно?.. Знала, наверное, еще от матери С-нова: дело не в ней, а в нем - если любила С-нова мать, а он - эту женщину. И больничной немотой только уславливались о невысказанной, определенности. ...Но тогда - не было и настоящей измены? А то, что молчанием приучала Мария С-нова: “Ребенок наш” - означало: ей безразличен и настоящий отец. И не в том ли, говорил себе С-нов, и состоит секрет материнства: просто природа вложила в женщину гораздо большую потребность в любви, а лишь ребенок и обеспечивает пожизненную взаимность. И даже обнимая: “Люблю” (“только тебя") женщина любит, быть может, лишь будущую вечную любовь ребенка к себе. Выходит, в любую из тех секунд думала Мария не о другом (не о мужчине)? И это могло бы успокоить, и успокаивало С-нова: какая разница - не бывают никогда связаны пуповиной отец и…- если бы... изменив однажды, в каком-нибудь пустяке, знал он, не изменяли во всем. Срывание всех и всяческих... Нагота... Которая не есть ли одновременно обнажением души? И только пожелай - все тайны, подумал С-нов... Скажем... - обратив окуляр в окно дома напротив. “В окно женского общежития”, - смеялась студентка. – “Ведь ты, - (как звали ее?) - разрешал оставлять приборы в комнатах...” Мог ли не знать С-нов? Он угадывал утром, перебирая по журналу фамилии: присутствует, присутствует - по обрывкам фраз (уловленное ухом: “Раздевание на “бис”), по взгляду, остановленному на купальнике девушки - как бы позируя, удерживала на вбитом в грунт колышке полосатую рейку. А это и есть граница, край, поверхность одновременных для данного объекта событий, состоящих в уничтожении прежних, секунду назад, – а С-нов был уверен: раздевание на “бис” предполагало отсутствие и каких-либо изъянов - поверхностей... Значит, измена заключена была в нем самом? Не в наготе ее, а только в возможности, прикасаясь к телу иного (как его звали?) мужчины, не обнаружить привычного шрама - и вздрогнуть: не обманешь с этой секунды себя, шепча тайно имя не мужчины, но мужа. Но и - не отдернуть руки (все опять повторится с иным: отсутствие; и не есть ли измена, в конце концов, поиск утраченного?) - ведь тот другой (имя? безразличное ли Марии?), быть может, догадывается, что дело не в нем - ему страшно передать свое семя в грядущую ее неизвестность; и только рукою (только?) мыслимо успокоить, успокоить и заставить - того, того... Ах, если б - без всяких допущений и “возможно” (ведь ничего ни доказать, ни проверить) - С-нов мог узнать хотя бы... ...Одно только имя. 4. Он вошел в дом - все еще с чувством некоторой одолеваемой неловкости. Теперь оно не было связано с ожиданием - с этой комнатой, с распахнутой в нее дверью, собственными неуверенными жестами и словами, которые растаивали на пороге... Он легко постучал. Услышав невнятный звук голоса, тронул дверь. ...И - чуть громче: - Да-да. Выговорить какие-то слова?.. К тому же, его просили... Именно просьба причиняла Равжину неудобство сейчас. Он смелее толкнул дверь. Никаких неожиданностей... Женщина у окна. Беременная. Мария. Она повернулась к вошедшему. Равжин молчал. - Ты знаешь, что С-нов под следствием? - Да. - Это какой-то кошмар... Ты можешь мне что-нибудь объяснить?.. Он не хочет, чтобы я была с ним. Скажи, ему так легче сейчас? Она опустила руки, которые держала до этого у груди - маленький рыжий клубок мягко ударился об пол и покатился, вытягивая нить. Равжин увидел: узкая шерстяная полоска, две теплые деревянные палочки в руках женщины. - Я только начала вязать ему свитер. Набрала петли... Равжин наклонился, чтобы поднять клубок. Передавая его Марии, пальцами коснулся ее руки. - Что это? – спросила она, указывая на серый коробок в кулаке Равжина. - Это?.. - Он машинально откинул легкую картонную крышку. - Так, память сердца, - проговорил чужими словами. Что-то, в самом деле, связанное с детством, почудилось вдруг ему: запах навоза и опилок?.. - Это патроны? Откуда? В самом деле… - если спросить об этом всерьез? Вызвать повесткой и спросить? - Скажи, это правда? - Что? - С-нов говорил: ты воевал... В Афгане? - Я служил в инженерных войсках. Здесь… Как объяснить? Никакого отношения к... Впрочем, никто не станет допытываться. Разве что... Он огляделся: рубаха С-нова, расстеленная на кровати. Мария собирала ему узелок? На полу - его тапки, его книги на подоконнике. ...Разве что - С-нов: (“Ты убивал?..”) Но как много оставалось в комнате от самого Равжина: ковер над кроватью, английская картинка на стене - где неподвижный рыбак в лодке; и: то утро, то вечер, всегда - и утро, и вечер, сменяя друг друга в зависимости от угла зрения… Ракурса... Две четверти... три... четыре четверти... И даже белая мраморная рыба на шкафу - с красным стеклянным глазом и упрятанной внутрь электрической лампой. Мальчиком Равжину оставляли ее слабый ночной свет, но, просыпаясь, он вскрикивал: хищный взгляд ночника, изгибы электрического провода казались змеей, скользящей к его постели. Мама!.. Резко хлопнула форточкой женщина. - Свет!.. - Что? - Выключи!.. Снова летят... Он почувствовал, как согнулись непроизвольно в коленях его ноги, рука сжала никелированную спинку кровати и бесполезно, бесполезно потянула ее - заблокированную - к себе... Две сверкающие плоскости крыльев, неубранные отчего-то стойки шасси. Чуть в стороне от не сдвигаемого перекрестия окуляра... Подумалось: муха, обычная муха, летящая тебе в лоб (ракурс ноль?), так напоминает силуэтом штурмовик морской авиации. Удар о стекло. Невозможность остановиться... Мутные точки от расшибленных насекомых, которые размазываешь мокрой тряпкой по лобовому стеклу... Он расслабил, наконец, усталые пальцы, шевельнул языком во рту. - Что с тобой? - спросила Мария. - Это жук. - Да. - Майский жук... Мы ловили их в детстве... Она опять отвернулась к стеклу. Не глядя на Равжина, сказала: - Это правда, они выводятся из могильных червей?.. Стояли в сумерках комнаты. Потом Мария спросила: - Ты веришь, что это действительно С-нов?.. - Что? - В его гараже нашли мертвую девушку. ……………………………………………. - Нет, подожди. Не отвечай. Я просто устала. Не нужно было и спрашивать. Я почти не спала эти дни... Где-то выла собака. - Да. - Скажи, у тебя никогда не было собаки? - Очень давно. - А мы держали всегда... Однажды отец привел пса из пивбара. Купил у кого-то, а утром тот пришел забирать. И - после паузы: - Включи, пожалуйста, свет. Знаешь, это так напоминает наш дом... Двор, комнаты... - Мария сделала невнятное движенье рукой. - Скажи, ты сегодня работаешь ночью? - Нет. Она подошла к кровати, завернула едва начатое вязанье в рубаху С-нова, убрала в шкаф. Равжин подумал: доставала, чтобы снять мерку. - Я хотела спросить еще... - Да. - Ты не мог бы переночевать в доме? Мне страшно... Когда-то с матерью я вот так же ждала брата. Самое ужасное: знали, что уже не придет. У матери была знакомая старушка. Гадалка... - Хорошо. Он отвернулся - невольно наблюдая в полированной плоскости мебели, как женщина, не снимая халата, скользнула под покрывало неразобранной постели, затихла, уткнувшись в подушку. Равжин взял с подоконника книгу, придвинул к себе стул. Мария на секунду приподнялась на кровати: - Я усну - ты потом уходи... - Да. Рыбак на стене смотрел в гладкую плоскость воды. Вот так же сидела, наверное, у его кровати ночами мать... Да нет же - мать всегда опускалась на край постели, он помнил ее тепло, прикосновенье руки. Не так, как теперь он сам - на стуле, у окна, листая случайную книгу... Мать читала ему о мышонке Пике и Оранжевом Горлышке. Но это вечером. А ночью только гладила, гладила его руку, которую он нарочно выставлял из-под одеяла. И просыпаясь, удивлялся - как могло исчезнуть, перемениться все? Уже проваливаясь в сон, Равжин крепко сжимал пальцы матери. “Спи, спи”, - шептала она. И вот, и вот... Все-таки оставалась та же комната. Он еще раз проверил себя: ковер, картина, немая белая рыба... Равжин - чужой - у окна... Какая-то женщина с натянутым до подбородка покрывалом на его детской кровати. Днем он встречал ее во дворе; она полоскала, затем вывешивала на улице полотенца и рубахи, свои халаты и брюки С-нова. Равжин сталкивался с Марией на кухне. Вдруг оказывалось: на веревках под низеньким потолком развешивалось все то, чего не хотела выносить Мария на улицу. Он видел, как смущалась она, сдвигая, стаскивая с веревок мокрые тряпочки, меж которых лавировал, пригибался смущенный же Равжин... А вечерами его приглашали смотреть телевизор. Мария и С-нов высвобождали для него место на диване. Но Равжин устраивался на стуле, в стороне - и без того не чая поскорее уйти. Какой-нибудь случайный жест, движение руки, взгляд, которыми обменивались С-нов и Мария, вдруг опрокидывали его - он здесь чужой: меж этими двоими существовала связь, которой он не умел объяснить рационально, но она (связь) вовсе и не полагалась на опыт Равжина - то есть, существовала помимо любых объяснений и слов. Дождавшись конца передачи, он уходил, он желал им спокойной ночи. Мария приподнималась на мгновенье с дивана - отдельная, высокая, бледная. Теперь - на его детской кровати: отвернувшись к стене, подтянув к животу колени... И с той же очевидностью, с которой час назад ему открылась беременность женщины, Равжин подумал: нет, ничего нет... Ему вспомнилось вдруг, как впервые мальчиком он оказался вне дома. Летом после первого класса его отправили в пионерский лагерь. Мать писала два, даже три раза в неделю. Равжин получил пять или шесть писем. Писала: страшно скучает, он снится ей каждую ночь - но дома ремонт, дома грязь и вонь краски - как раз строился флигель - и уж лучше, наверное, ему там... Вспомнилось, как вцепился он в мать, когда та приехала, на выходной вместе с другими родителями - и те, другие, смотрели на них, а Равжин хныкал: “Забери. Забери меня отсюда”. Мать беспомощно оглядывалась кругом. А он представил - нет, не длинные пустые дни, где дышать ему в одиночестве целебными однообразными соснами, не вечера после кино (два огромных прожектора освещают вход в корпус, и комары, и очередь у умывальника) - представилось: он проснется опять в чужой комнате на десять или, быть может, двадцать человек - все спят, он открывает глаза: где это? Слабый утренний свет проникает, цедясь, сквозь светлые шторы. Равжин зажмуривается. Но - те же, белые с черным, стволы березок на желтом полотне штор: зеленой краской - сколько ни закрывай глаза - кудрявятся у самого потолка. ...В книге нарисованы были женщины. Веселые и печальные. Женщины сидели и стояли. Каждая - прижимая к груди младенца. Мария спала, отвернувшись к стене. Или - стараясь уснуть. О чем спросила она: была ли собака у Равжина?.. Задать вопрос - значит, уже допустить. Была или нет? Он помнил смутно: желтого или коричневого пса - овчарка или дворняга - скорее: ни то, ни се. Почему-то по кличке Жек, а не Джек. Пес сорвался с цепи, и до вечера, пока не придут взрослые, волен сопровождать мальчика, в тяжелых резиновых сапогах бредущего вдоль заборов. "Жек, Жек..." Пес защитит Равжина от кого угодно. Но... Улица пуста. Ни души. Накрапывает дождь... Но: ответил ли Равжин на вопрос женщины?.. На: допускаешь ли? веришь ли ты?.. что С-нов?.. Равжин перевернул еще несколько страниц... Джоконда... Автопортрет... И далее - среди всех мадонн с младенцами (в сущности - с одним и тем же мальчиком) на руках - женщина, вольно уснувшая без одежд... “Какими глазами, - успел прочесть Равжин, - взглянет она?..” Страница вырвалась. Равжин отложил серый коробок на подоконник... “Какими глазами взглянет она...” - если: что?.. Он снова раскрыл книгу и нервно листнул от начала к концу. Мелькнула - тоже обнаженная - негритянка под пальмой... Равжин вернулся назад: автопортрет, мадонна... “...она... эта женщина, когда подымет свои веки?..” Ему сделалось страшно. Если подымет? - ..., допустить?.. Вспомнился: очерченный мелом круг, которым - лишь полосой - отгорожен был Равжин... Поднимите мне веки... И они - эти черные с некрашеными деревянными макетами автоматов в руках... Короткими перебежками к дому... Сжимая круг... И дворник (“Имя?” - “Мы называли его Иван”) - выкрикивал черные невразумительные команды... ...А если ей уже не поднять век?.. Черных - под вечной зеленой пальмой?.. Женщина на кровати шевельнулась. Выстрел... Горячая - остывающая? - гильза. Почему-то от патрона к мелкашке... Запах - опилок и навоза… В детстве он отыскивал гильзы на ипподроме, чтобы, начинив серой, бросить в костер... Так вот, значит, что допускал ее осторожный вопрос: воевал ли ты? - или - прямее и жестче: ты убивал?.. - эту черную, без единой кровинки на теле, женщину: с остановленным взглядом, которая словно легла на дорогу притвориться и испугать?.. Какими глазами взглянут на нее эти белые?.. Ее веки, коих больше не поднять, либо - не закрыть? Медные пятаки - а они так и не решились коснуться: чужими сравнимыми величиною монетами - дабы... Зачем?.. Дабы не дразнили, выпирая из орбит, ее глаза – равно как и горб под белым покрывалом (саваном?), которым накрыли ее – такие же черные, подъехав на машине с мигалкой - со своим английским не оксфордским: “...Вы?.. Мистер Смит?..” А на самом деле - не горб, а (черный - чреватый смертью?) живот. ...И оставалось одно: невозможность остановиться - уже никогда - в разогнанном (“С какой скоростью, сэр?..”) автомобиле, включая твои беспомощные, но удлиняющие тормозной путь, семьдесят килограмм, а также совсем уж ничтожный, сравнительно с прочим, вес, которым успеваешь подумать и ужаснуться - однако же, о себе, о своем будущем: “Неужели? С этого мгновения?.. Навсегда?..” ………………………… Или ее вопрос допускал совершенно иное: на неизвестной войне (а она назвала Афган...) тебя тоже могли убить, и теперь, если честно - без притворств и обмана - в этом мире (скажем: за окном - по обе стороны стекла) на самом деле давно нет тебя?.. 5. ...Он назвал свое имя. Теперь, лежа в постели, С-нов мысленно повторил его. Не оставалось более жалости к себе, обиды на других. С-нов не принял бы сейчас и мысли о самоубийстве: повеситься или застрелиться? повеситься или застрелиться? Либо - не оглядываясь, уходить от настигающего тебя поезда: у далекой наугад выбранной станции, чтобы не знали долго (в дальнейшем: опознан по фотографии), что же случилось с тобой - лишь в последнюю секунду, когда ничего не изменишь, - увидеть на миг сумасшедшие глаза машиниста. Выхода, по-прежнему, не было. Он назвал свое имя. Отныне все, что случилось между некими мужчиной и женщиной связывалось с ним, со всей его прошлой и будущей жизнью. С-нов поднялся с постели. Сделал шаг к пустому (лишь магнитофонная кассета в футляре) письменному столу. Мельком взглянул в окно. Там, внизу - шли и шли... ...Но почему - имя? Они ни разу не спросили его: почему? Мужчина и женщина (не муж и жена) едут ночью вдвоем в автомобиле. С-нов хотел бы сказать: потому что это будет не мой ребенок... Однако, таковой была мотивировка изменены, которая для них не нуждалась в объяснении, - но не смерти. Мотив его личной субъективной реальности, где важны не события, а отношение к ним. Клеопатра предавала возлюбленных смерти, дабы исключить саму возможность измены. Но и со смертью все, казалось, достаточно ясно. А от имени легко переходили к другим вопросам: первая встреча? Знакомство? ...В самом начале весны... Да. Он вошел в аудиторию - потому что их преподаватель был болен. “Видимо, вы представились?” Он вошел и назвал имя. Он уверен: никто не запомнил. “Совершенно уверены?” Он мог представиться любым из имен. Одно практическое занятие - академчас. “Все же вы не сделали этого?” То есть?.. Впрочем, было бы любопытно - войти в аудиторию... Или - слегка дурачиться, выпутываясь из ситуации, где есть имя и имя... Нет, это вы ошибаетесь - следует помнить имена преподавателей. “Но: ваше настоящее имя?” (Он ответил, и это было записано и проверено.) Он представился и назвал тему занятия. Кто-то пошел за таблицами. Но: ваше семейное положение? Но: дети?.. С-нов выдал задание на вычисление и сел к столу. Раскрыл журнал. Сосчитал присутствующих по головам. Затем встал и прошел в конец аудитории. Глядя в их затылки: невидимый, не говоря ни слова - суровый и требовательный… Если бы в самом деле знал С-нов, как учтены всякое его слово, любой жест. С-нов покосился на студента в последнем ряду; не обращаясь к расчетам, тот тянул на листе изогнутую карандашную линию... Каким - ведь каждый выстраивает другого по точкам, словно мозаику, - возникал в их головах С-нов? Он ничего, ничего не хотел знать о любом из них. Он опять взглянул на студента, который и не думал учиться. Карандаш замер, секунду помедлив, сделал еще изгиб, и С-нову захотелось накрыть лист ладонью. Обнаженная женщина - быть может, укладывая волосы - легко коснулась руками затылка. Студент сложил лист и тронул им плечо сидящей впереди девушки. На секунду мелькнуло ее (“Ее? Уверены ли вы?”) лицо. Затем - пожатие плеч? невнятный смешок? Она или нет? – невольно сравнивал силуэты С-нов: студентка обернулась (еще раз!), чтобы вернуть рисунок. С-нов возвратился к столу. Обнаженная со спины. “Тогда? В первый раз?” Она или нет?.. Пожалуй, следовало все же умолчать. Тщательно обдумывая... Нет... Скорее - лишь символ. Вот именно... С-нов вспомнил; он вернулся к доске. Они все (все студентки) сидели, словно обрезанные по грудь крышками столов. Можно было приладить изображенье к любой из них. Да, именно перенос... Если угодно: ...осенью он был на курсах повышения. В другом городе. Никаких условий... Так вот о чем это он... Там жили две семьи студентов. На том же этаже. Вечером парни плескались в умывальнике. Они совершенно раздевались; соединив шлангом распылитель и кран, поливали друг друга. Вот... и подумалось... Я не сказал: их жены в умывальнике стирали, мыли посуду... Подумалось: быть может, эти женщины тоже... Простой перенос... Все-таки на листе изображена была женщина. Конечно, спиной к наблюдателю... А студентка... (“Вы не хотите назвать ее имени?”) Да... эта студентка не выделялась ничем... Кроме... (“Да, я вас слушаю...”) Это, видимо, не имеет никакого отношения к... Но рисунок предназначался ей... С-нову как бы показали достаточно удаленный и оттого плоский предмет. Взгляд без подробностей, в энной степени приближения: когда выходила она в коридор, а до этого - лицом к нему - шла положить в общую стопу и свою работу, а до этого - сидела, и С-нов видел только ее глаза, нос, губы, грудь; он пытался соединить живую ее плоть с изображением: на переходе из затененной аудитории в солнечный коридор фигура девушки проявилась на секунду сквозь платье, но - заслонили, оттеснили ее, вначале перекрыв свет, а затем - и само поле зрения... Другая же – “синий чулок”… (“Вы о ком? Другая?”) И С-нов тоже переспросил тогда: “Синий чулок? То есть?..” - у той, что представляла таким образом... (“Выходит, вас познакомили? Кто?”) …таким образом искаженно представляла Марию – прежде чем она вошла сама: румяная с холода, высокая – или так показалось ему? – в особенном каком-то синем пальто. С-нов поднялся навстречу с продавленной сетки кровати – пробормотать имя… (“Имя потерпевшей?” “Нет.) Он только хотел пояснить: то, что узнаешь о человеке в первую минуту, как бы определяет... Будущий мотив... А именно… С-нов понял: он начинает проговариваться. …Тем более – доверясь чужим словам, он ожидал совершенно иного. Вдруг: высокая недоступная – она, он – сидящий на продавленной сетке кровати. Вот: схема дальнейшего. В сущности, только оптический обман... Если, к тому же, отбросить каблуки - то есть, нет - снять нежно: туфли, чулки... (“О ком говорите вы?”) И совсем уже близко: отворив шкаф, отыскивал среди белья Марии улики. (Но следовало молчать перед ними, дабы не выдать себя.) Что именно? Номера телефонов? Что-либо противозачаточное? Ибо - если: "Это будет не мой ребенок..." И С-нов нашел, хотя равно мог ничего не найти - нечто двойственное, одновременно назначаемое для предохранения и леченья бесплодия. Несовпаденье… Обман... (“Я хочу уточнить: вами названо имя...”) С-нов подумал: имя Марии? Нет. Совершенно ответственно: лицом к лицу, босиком - С-нов заявляет: поверх головы Марии он мог видеть и эту комнату, и - когда были раздернуты шторы окна - это небо, и далее - часть города на холме... Обманывало само положение. С-нов поднялся с кровати, скрипнула сетка. Мальчиком он подкрадывался ночью к двери этой спальни (тогда родительской, позже - его и Марии) - на цыпочках, по пути в туалет. ...Совершенно ответственно: была меньшего, чем сам С-нов (легко проверяется по анкете) роста. Он сделал несколько шагов к окну - успокаиваясь, обдумывая каждое следующее слово. “Но... если говорить о студентке... Ведь вас интересует она?.. - С-нов выдержал необходимую паузу. - Ее я встретил три недели назад”. Он посмотрел сквозь стекло. И - переходя к последовательному изложению: увидел в автобусе. (“Назначили, упросили в деканате: практика у геологов. Чистое администрирование - держать молодежь в узде”). Останавливаясь, выходили из автобуса то здесь, то там. Обычные маршруты были отменены из-за плохой погоды. Опять усаживались. С интересом он оглядывал уникальную с геологической точки зрения местность. Студентка сидела позади, наискосок от него. И вот в чем, С-нов успел позабыть, состояла вся прелесть: горные породы всех типов и возрастов. Нина Алексеевна поясняла: выходы коренных и мощные осадочные отложения - на небольшом, в сущности, пространстве... Кажется, угадывалась и некая стройность в их путешествии: как бы углублялись они в овеществленное время. Они спускались в карьер. (“Нет, там вовсе не было ртути. Точнее - киновари. Вернее - вмещающих ее...”) Нина Алексеевна втолковывала им: фациальный анализ, фация... Мелководная лагуна с почти пресной водой. Но - еще до карьера. На площади вблизи. И вдруг студентка раскрыла перед ними, Ниной Алексеевной и С-новым, ладошку. - Что это? - А кто, дети, назовет мне имя вот этой штучки? (“Я думаю", - усмехнулся С-нов про себя. Вслух он не вымолвил и слова. – “Здесь брел, шатаясь, бычок... И перед нами небольшой, но типичный образчик окаменевшего дерьма...”) На самом же деле - ракушка. Повод для небольшой, но научной статьи двух соавторов. - До этой девочки здесь не отыскивали такого. Что лишний раз подтверждает… (“Вы-то должны знать, Борис Семенович. Взрослый человек, почти кандидат, а несете чушь”, - тоже одним расстроенным взглядом показала Нина Алексеевна. – “Я же говорила: лагуна...”) Вот когда, назови С-нов в аудитории чужое имя, мог открыться обман... Борис Семенович?.. Побойтесь бога... Следовало заранее обдумать иное имя, обозначив себя, скажем, нейтральным - маркшейдер К.. Почти - землемер... (Когда, наконец, он добрался до города, карьера уже не было видно. Город тонул в ночной тьме... Карьер оставался за многие километры). ...Но - тогда: и другая профессия... Тот, кто держит в узде. Вариант: тот один... С-нов вспомнил о недописанном письме к Марии. Тот неизвестный (“Ты не хочешь назвать имени?”) один - так называла того Мария, скрыв в придаточном предложенье причину -что был у меня. То есть, С-нов не являлся единственным, более того - не был первым... Тот один... Мальчик, ее одноклассник, к тому же дружили семьями (или - дружили только старшие братья?) - в которого была влюблена в пятом классе?.. (И мог ли С-нов прямо спросить об имени?) “Впрочем, - говорила Мария, - у него это тянулось до восьмого...” Впрочем: все же показывала свадебные его фотографии. “Дурачок, так не женятся... По техническим причинам...” Или скорее - другой? Тоже в школе, но позже - в десятом... И даже существовал дом - Мария указывала и его С-нову - дом мальчика, где пересиживала нелюбимые уроки. Либо - возможно ли? - вовсе мифический некто, остановивший однажды поздним вечером вблизи дома. Ей оставалось пройти каких-нибудь двести - самых ужасных - метров. Он выступил из темноты. “Послушайте, послушайте, - залепетал, - они убьют меня... Я прошу вас - пойдемте со мной. С вами они не тронут...” Он схватил ее за руку. Он трясся весь. Мария сказала: “Я вдруг поверила ему”. Она сказала С-нову: “Тогда, после смерти брата, я ничего не боялась...” Целую ночь бродила с ним по той страшной окраине. Они спустились в карьер, спасая - каким образом? – ему жизнь... Вместе со студентами С-нов тоже ниже и ниже сходил по серым до черноты известковым окаменелостям. Кто из них был тот неизвестный один? Все же человек существовал. Имел место сам факт, который и служил причиною ревности. Если был кто-то тогда – каким образом был, если оставалась Мария “не женщиной”? - почему не могло повториться это (иное?) с Марией-“не девушкой”? По сути, С-нова мучила только осуществленность - способ соединения (был, есть, будет) некоего необозначенного достоверно субъекта (тот один) и образа его действия: был?.. Так хотел ли С-нов узнать имя? Имя мальчика? Имя девочки? Лежащей на ладони окаменелости? И когда поднимались уже, С-нов протянул руку студентке, помогая взобраться на уступ. ("Скажи", - опять: в молчании, для себя, - "ты не обиделась на меня?") Он понял, что делает все это лишь потому... ...все это, несказанное меж ними - через глаза... (Для нее одной: "Скажи, как называется твоя ракушка?”) - все это было вторично и банально, с кем-то было уже - когда? с кем? - третично и четвертично даже с геологической точки зрения. Они ступали, шли по тонкому слою наносов. С-нов наклонился к земле. ...потому что он тоже, выходит, готов изменить Марии? Каким образом? Именно за, подумал С-нов, за: каким образом был? - казнила Клеопатра тех, кто был у нее. Ведь не скрывалось само: был. Но: каким образом? Что позволяла она, чему обучала их, и чего никогда никому не смели они открыть? Открыть - равнозначно: открытой выйти на площадь к народу. Но одновременно уничтожала Клеопатра и имена. ...И как бы в обмен - вместо слов - С-нов поднял с земли несколько камешков, раскрыл ладонь перед студенткой. “Что это?” Несколько правильных призматических кристаллов. “Месторождение циркона”, - объявила вслух Нина Алексеевна. Они ехали, шли. Сидели на теплых выветрелых глыбах гранита. Уже - мальчики в плавках, уже - девочки в купальниках. И только С-нов – “Обнажение номер один” - всего лишь без рубахи. И только Нина Алексеевна – “Ибо сказано: “Глубокомысленные...” - как сие понять? – “...складки Ее пленительных одежд.” (Но - для нее одной: “Скорее, характеристика не одежд - но мысли: насколько глубоко способна проникнуть под вышеуказанные...”) (“Браво, Борис Семенович... Я думала: как любой землемер, вы скользите по поверхностям.”) И - острый мгновенный взгляд студентки в ответ. - А знаете, детки, почему умными - ну, как Борис Семенович - были дворяне? Ее взгляд. - Да-да. Ну, во-первых, стремительная карьера. Сравнительно. Достаточная собственность, Скажем, автомобиль. Власть над людьми. Над вами. И - простите за вопрос... - видимо, ранняя половая жизнь? - Это занимало меня с шести лет. Они все смеются. Они поднимаются и идут к автобусу. Мальчики легко скачут по камням через ручей. С-нов помогает перебраться Нине Алексеевне и девочкам. И - остается она. (Вправе ли кто спросить С-нова о ее имени?) За ее спиной - всхолмленная однообразная степь, что так несоединима с ее пленительными - манящими отшвырнуть их - одеждами. (“Ты сама?” “Страшно”. “Ножкой - сюда, другой - сюда”. “Так?”) Она ставит свой босоножек на камень, дразня С-нова. Нет - медленно совлекать. И - эту взлетающую на ветру косынку. (“Я поскользнусь.” “Подать руку?”) Вот что рознило двух женщин. ...Спиною к тебе, обнаженная. Ты - невидимый ей наблюдатель. И в каждый миг известно, чего ожидаешь ты - пускай сама: ножка сюда, ножка сюда... Но хочешь и полного совпадения с рисунком. ...И – “Что же мы делаем?..” (Другая). Держать ее на руках. “Что же мы делаем?” Лишь глядеть - беспомощно и восхищенно, словно вошла она только что в комнату и осталась, не раздевшись, навсегда в синем пальто... “Если ты не можешь без этого…” - и во сне улыбалась Мария. Сон как бы устраивал С-нову ловушку: да, его любят, но только, если он сам не может без этого. Но сон тем и начинался: его любят... С-нов видит: девушка в купальнике и босоножках - нарочно не оборачиваясь, спиною к нему. Готов изменить?.. Без чего же тогда – во сне и пробудившись от сна - не мог обойтись С-нов? Без ее любви? Без боли? - что не уходит, и оттого привыкаешь? Без ее боли? “Забудь, забудь, - шептала. - Нельзя же помнить всегда.” Чтобы потом всегда помнил и обдумывал всякое слово С-нов: не обидеть, не задеть случайно в Марии того, что вместе с болью всякий раз вспыхивало: откуда боль?.. А в это преодоление ею боли и влюблялся, похоже, С-нов… Значит ли это – он не мог обойтись без гибели ее брата? И только ночью мог забыться мечтательно С-нов. Но: “Почему ты кричал?.. Ты кричал на меня...” – уже стерегла его пробужденье Мария. “Запомни…” – Позволялось лишь брату. Но: что именно? Он не мог вспомнить. Какие слова? Слово? Может быть, имя? (“Вы так и не назвали”). Вошел и назвал. (Опять этот голос). (“Имени потерпевшей...”) Еще не было имени. “Что же кричал?..” Не хотела ответить Мария. “Ты спал... Хорошо... Запомни...” Если заговорил во сне человек - спрашивай дальше, о чем угодно. Вот почему... Не спать. “...Никогда, никогда не кричи на меня...” ...почему не назвала имени того одного Мария. “Я словно приперта”. - И не ложилась спать у стены. – “Будто в клетке”. С имени только начнут. С-нов отвернулся. Не существует... Пусть уже сказано о рисунке: спиною - даже лица... И имени. Не существует... С-нов лег на спину. ...способа. (“Что ж: назовите мотив”): смерти? измены? ...способа соединить имя и имя, когда... Лег неудобно - глядя в потолок. Затем - поверх спинки кровати - в небо окна... Не спать. ...забеременеть... ("Кто?") Любая. Не называть никаких имен. Не могла от него. Черные хлопья - откуда? словно сжигали на улице негодное к употребленью - летели в окно. Словно бумагу... Скомкал. Хрустнули. Собранные в кулак. Спиной. Уходя. “Запомни”. Словно бы не рисунок. А… Что же? Иначе. Как? |
|||||
|
|||||