Игорь Вегеря - КРИПТО - Продолжение 2 ДеметриусДеметриус
»ЖИЗНЬ     »УЧЕНИЕ     »СОЧИНЕНИЯ     »ЭПОХА     »ССЫЛКИ     »АВТОР САЙТА     »МЕНЮ БЕЗ JAVA    
 
   

© И.И.Вегеря, 2006




ИГОРЬ ВЕГЕРЯ

 

К Р И П Т О

р о м а н

© И.И. Вегеря


12.

Обойдя по периметру двор, проверив замки и двери, Равжин вернулся в сторожку. Он сел у окна, выведенного к запертым на ночь воротам. На покрытый клеенкой стол с чашкой и чайником выложил стопу сколотых скрепкой машинописных листов. Прочел напечатанное заглавными буквами вверху страницы -

“ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ”

За дверьми и несколькими перегородками кричал в трубку радиостанции диспетчер. Равжин сдвинул листы на край. Не начав еще читать, все же отметил короткий эпиграф – “Зри в корень”, и первую начальную строку текста:

“Такая глобальная проблема, как теория гравитации...”

Равжин перенес на тумбочку в углу комнаты чайник и чашку. Странно, С-нов не упоминал...

Он снова сел, мельком взглянув на указательный палец шлагбаума.

“...как теория гравитации, должна начинаться с философского осмысления...”

“...понятия же “материя” как предмета физической науки…”

Совсем не о том.

Равжин перевернул страницу.

“...Не допускает опытной проверки и постулат о вторичности сознания. Если в какой-либо частной теории, например ОТО...”

Теория относительности, сообразил Равжин.

“...а с точки зрения формальной логики материализм и субъективный идеализм совершенно равноправны...”

“...Таким образом, в теории наиболее общей, если таковая возможна, посылками могут служить…”

Опять он уперся в пограничный красно-белый знак шлагбаума.

“Единственное, в чем автор абсолютно (аксиоматически) уверен... это субъективная реальность своего собственного существования. И отсюда...:

“Материя есть объективная реальность, отраженная в моей субъективной реальности”.

Равжин воткнул в розетку вилку плиты. Затем взял чайник и вышел в бытовку за водой.

Стучал в диспетчерской телетайп.

“...Внешний мир воспринимается органами чувств как комплекс физических (в конечном счете электромагнитных) полей. Декодирование, формирование образов, построение информационной модели мира, отождествление образов с объектами и дифференциация последних по критерию “разумности” (в личном понимании термина) - дело индивидуального сознания каждого, но не первичная объективная характеристика”.

Вода закипела. Он всыпал заварку в мутный горячий пар. Несколько раз, как учили, перелил кипяток из чайника в чашку, вновь - в чайник. Называлось “женить” - “to marry”. Женить на Мэри...

Отхлебнув из чашки, Равжин продолжил.

“Будучи принят...

Если определение и постулат сформулированы нами..., то…

1. Материя существует как единство и развивается как взаимодействие противоположностей - объективного и субъективного”.

Стукнули в дверь. Не дожидаясь ответа вошел Тимофеич.

- Я слышал, ты ставил чай... У тебя есть заварка?

Он подошел к столу.

- Что это ты читаешь? Взял листы со стола.

- “Отметим попутно, что мы избавили диалектический материализм от логической противоречивости, и дадим определение три. Сознание есть один из уровней развития субъективной реальности, присущей достаточно сложным формам организации материи и заключающейся в способности самовыделения из объективной реальности...”

Он помолчал.

- Во хренотень. Сразу и не поймешь... Ты что: профессором хочешь стать?..

Бросил листы на стол.

- Я думал, ты - о Галине... Как она куролесила с цирком. Да, пожила... У них давно коммунизм был... А ты - сознательность... Я вот те дам свой журнал. Я-то сейчас пожру да покемарю немного... Там, значит, у мужика были самые длинные в мире усы, а ему из-за них башку оторвали.

- Я посмотрю на улице...

- А еще мужик... Рост у него - метр с какой-то смеховиной. А через год - уже два с лихвуем...

...Равжин вышел на улицу... Мелко капнул на руку дождь. Еще. Равжин посмотрел вверх... Звезды... Смазанные легким прозрачным облачком и светом прожектора.

Выбралась из будки исполнить службу собака. Равжин взял кусок водопроводной трубы и пошел через двор. Не было следов воды на асфальте. Колючей проволоки по периметру объекта. Шел весь на виду, слепо вглядываясь во тьму меж стоящих автомобилей. Подумал: передать сменщику: регулировка освещения…

Они подошли к конторе. Собака лениво оглядывалась. Показалось: в темноте у машин что-то качнулось... Случалось, ночью срывали на баках замки, сливали бензин... Впрочем, ни разу в его дежурство. Равжин всмотрелся. За стеклом дверей красно горела сигнализация кассы. Ее свет - спустя краткое мгновенье... Равжин вступил в темную полосу позади машин. Опять сдвинулось. Будто все разом... Как если б погасла самая яркая звезда... Которой, знал, все равно нет: не погасла - не существуя давно в назначенной точке неба. Равжин крепче сжал в руке металл патрубка. Его страшила всегда реальность вынужденного действия. Приблизясь к бетонным плитам забора, пошел вдоль “периметра”...

Почему же С-нов писал совсем о другом?..

В диспетчерской погас свет.

Он увидел в своей коморке: листы... Рядом, придавливая обещанный журнал, стоял чайник. Белая горка кусочков сахара. Равжин перенес чайник на плиту...

Пролистал до конца рукопись. Не было никаких чертежей в тексте.

Затем раскрыл наугад журнал.

“Смерть отца, которого он любил мало, потрясла Мартына именно потому, что он не любил его как следует, а кроме того он не мог отделаться от мысли, что отец умер в немилости. Тогда-то Мартын впервые понял, что человеческая жизнь идет излучинами, и что вот, первый плес пройден, и что жизнь повернулась в ту минуту, когда мать позвала его из кипарисовой аллеи на веранду и сказала странным голосом: “Я получила письмо от Зиланова”, - а потом продолжала по-английски: “Я хочу, чтобы ты был храбрым, очень храбрым, это о твоем отце, его больше нет”.

Равжин захлопнул...

...Журнал “Rainbow”. Номер первый за 19 (затерто, неразборчиво) год... Захлопнул – “Поклон дождя” - обратный буквальный перевод, который не совпадал...

Потом отыскал в оглавлении - "Из "Книги рекордов..."

“В семье американцев Ральфа и Каролин Каммина пять детей... Официально зарегистрированный рекорд наибольшего количества детей, рожденных от одной матери, принадлежит семье русского крестьянина Федора Васильева (1707-1782гг.), жившего неподалеку от Москвы...”

Перевернул страницу.

“Французская королева... Элен Эспозито (род. в 1934г.)...”

“Ночью 1 февраля 1951г. в одном из парков Чикаго была обнаружена Дороти Стивенс, находившаяся в бессознательном состоянии. Температура ее тела равнялась всего +16°. Несмотря на это, врачам удалось спасти ее жизнь. Это один из двух известных случаев, когда такое значительное переохлаждение организма не привело к летальному исходу. Второй - произошел с американкой Викки Мэри Дэвис. 21 января 1956 г. ее доставили в госпиталь с такой же температурой тела. В то время Мэри было всего 2 года 1 месяц. Маленькую девочку нашли без сознания на полу в неотапливаемом доме, где температура воздуха была -30°. К счастью, уже через 12 часов температура тела повысилась до нормы и все функции организма полностью восстановились”.

“...Случай рождения ребенка у мертвой матери был зарегистрирован в США в городе Магноли (штат Миссисипи). 15 октября 1966 г. в 23 часа 40 минут доктор Роберт Дрейк обнаружил Фанеллу Андерсон (25 лет) мертвой в ее доме. В 1 час ночи 16 октября 1966 года, т.е. спустя 80 минут, в Бичгамском госпитале с помощью кесарева сечения из тела бедной женщины был извлечен живой и здоровый младенец - мальчик весом 2 кг 900гр”.

На обложке - след чайника - оставались две желтые незамкнутые в окружность дуги. Равжин встал из-за стола. В ящике тумбочки (он вспомнил о них еще в доме С-нова) отыскал одноногий циркуль, употребляемый вместо шила, и химический карандаш. Приладив одно к другому, вернулся к столу. Придвинул лист, на котором давал пояснения С-нов. В верхней части (схема С-нова располагалась в центре) нарисовал:

Прошелся к двери, назад - к окну. Сел и продолжил чтение.

“1. Сознание вторично по определению.

2. Физика определяется...

…………………

...В объективной реальности не бывает вопросов простых или сложных. Простой или сложной может быть лишь система наших понятий...

…………………

4. Качественные свойства пространства и времени... есть только следствия определения этих понятий...

…………………

Определение. Время есть постулируемая последовательность отражения объективных событий конкретным субъектом... В связанной с ним системе координат время дискретно, имеет параметрическую размерность и может быть представлено как вектор, направленный из начала координат (субъективно-объективного момента настоящего) в объективное прошлое...”

Ну вот... Почему же избегал прежде С-нов?.. Исходной посылки?.. Боязнь: как по маслу?..

Равжин провел (при помощи журнала и карандаша) прямую от края к центру окружности, оснастив дополнительно стрелкой.

“...Эту нормальную форме существования каждого субъекта ось объективного времени мы, люди, условились называть “глубиной пространства”.

У пересеченья прямой и окружности Равжин нарисовал глаз.

Лемма. Не существует способа, позволяющего измерить из одной точки расстояния в направлении луча зрения иначе как по разнице прихода сигнала для двух сопоставляемых объектов одновременных, ...либо... по углу и объективному базису.

…………………..

Определение. Пространство есть... состояние субъекта между двумя последовательными актами отражения им объективных событий... Физическое пространство скалярно, непрерывно и... обладает кривизной. Оно двумерно...”

Он прибавил рисунку еще одну - ничтожно малую - окружность.


...Шарик Земли выползал с обеих сторон за линию. При скорости “цэ”, подумал Равжин (и “пэ”, и “сэ” - он вспомнил и свое детство, другой вечер - но: теперь давно ночь) - быть может, в самом деле, нету его?.. Он тронул чашку, постучал пальцем по столу. Предел... граница... В сущности –

“Трехмерность физического пространства - наша психофизиологическая абстракция...” -

бесплотная пленка. Но... разорвется - и:

“...легко убедиться в том, прикрыв один глаз, а тронув пальцем открытый - сдвинуть с места всю свою “объективную реальность”… -

Что станет тогда с девственно-замкнутой Вселенной?..

Мелькнуло светом и всхлипнуло, плача...

Равжин увидел: вернулась “дежурка”. Он открыл шлагбаум и вышел на улицу.

Щелкнув замком, принялся разматывать цепь, освобождая створки из труб сваренных ворот.

Машина мигнула и понеслась, толкая перед собой конус света.

Но ребенок, подумал Равжин, чтобы родиться у мертвой, должен быть хотя бы доношен...

Он посмотрел вверх.

Не замыкая, набросил на створки цепь. Ночь бледнела.

Он вернулся в комнату и прочел:

“...Геометрия вектора времени определяется кривизной пространства или конфигурацией эквитемпоральной поверхности - поверхности равного временного потенциала, которая есть геометрическое место точек, время прохождения сигнала от которых до субъекта, лежащего в начале координат, величина по его часам постоянная - на соответствующем удалении от начала координат”.

Равжин понял вдруг: или... Смотря что принять за начало. Дуга окружности... Он посмотрел на дугу, прочерченную С-новым в площади круга. Свет звезд - столько лет идущий из точки, где находилась звезда когда-то... Но... - должна быть и вторая, симметричная первой, дуга.

Равжин взял циркуль. И под рисунком С-нова повторил и дополнил его построения.

Что-то напомнила полученная... чечевица... на самом краю... Почти на обочине. Поскольку (сказал бы, логически мысля Л.В.) поле зрения глаза не имеет такой формы:

На самом краю знакомой нам (в действительности - лишь кажущейся) Вселенной... О чем свидетельствует и смещение спектра в красную его часть...

“Движение материального тела в результате акта отражения может быть только ускоренным...”

Дальше и дальше, быстрей и быстрее от всякой звезды... Теперь Равжин с легкостью выстроил бы и это на чертеже. Отчего же С-нов?.. Боязнь всех выводов?..

Переходя к разделу “Частные предположения”...

“Из факта конечной скорости...”

Он продолжал чтение, отметив попутно: невозможность каких-либо полетов в будущее, тем более - возвращений...

“...для каждой материальной точки последовательность отражений объективных событий индивидуальна. То есть, в системе координат, связанной с конкретным субъектом, последним одновременно воспринимаются события, которые одновременно никогда не происходили...

Последовательность событий, результатом которого является конкретный акт взаимодействия с конкретным субъектом, не имеет для последнего никакого значения.

Лемма. Поведение индивидуума определяется не событиями, имевшими место в действительности, а наличной у него на текущий момент информацией - истинной или ложной...

...Следовательно, в связанной с субъектом естественной системе координат (ЕСК) все предшествовавшие акту отражения события могут рассматриваться как одновременные, а вектор времени сжат до величины, необходимой для свершения этого акта...

...Каждый объект непосредственно контактирует не с другими объектами, но распространяющимися с конечной скоростью физическими полями, создаваемыми или трансформируемыми этими объектами; в любой момент субъективного времени лишь он один в связанной с ним ЕСК существует как материальное тело, опережая все остальные во времени...

...Субъект, относительно которого рассматривается остальной объективно реальный мир, в связанной с ним ЕСК является величиной мнимой - в результате акта взаимодействия приобретает отрицательный временной потенциал и “выпадает” из объективной реальности - но никуда не исчезает, а становится для нее “эталоном”: сами себя мы в объективной для каждого из нас реальности не наблюдаем; “фотоаппарат” (субъект) не способен запечатлеть себя в момент съемки, фотограф всегда “за кадром”...

Равжин опять поразился сходству фигур: поля зрения и видимой части Вселенной.

“Таким образом, гравитация...”

... А не распадаемся и не сваливаемся в кучу-малу потому, что давно, по инерции - и не может быть скорости большей - летим... Но... есть ли предел и тому, что способны познать мы?

Равжин сжал циркуль - радиусом окружности, почти выкалывая иглою глаз вблизи “чечевицы”, провел дугу... “Глубина пространства”. Граница доступной для нас Вселенной...

Ему показалось: теперь, когда он впускал машину во двор, когда глядел вверх - там, за звездой, что-то мигнуло ему - какая-то тьма…

Он еще раз посмотрел на рисунок.

Три различных (для меня) мира! Три разных Вселенных!..

Карандашом, чтобы не забыть – боязнь вот каких выводов - Равжин привел дополнительные линии.

За окном серело.

Он записал:

1. Обозначен сплошной и пунктирной. Принципиально недоступный для нас (реально существующая часть – 1) и улавливаемый лишь как реликтовое излучение (точка 1`) мир.

2. Обозначен оплошной. Принципиально недоступный (реально существующая часть – 2), но фиксируемым на “глубине пространства” (дуга 2`) мир.

3. Обозначен двумя оплошными. Достижимый (реально существующая часть – 3), но видимый искаженно (поверхность мнимой чечевицы – 3`). Большая (на самом деле - наш микрокосм) Вселенная...

То есть, нет, не существует различий меж звезд - одинаковы все - но видим и фиксируем мы различные стадии их развития?..

И что-то еще беспокоило в открытом строении мира.

Не оставалось места для записей. Равжин отложил карандаш и сжал пальцами край бумаги.

Совсем рассвело - следовало выключить освещение и мести у ворот.

Он перевернул лист.

Чужим почерком там было написано:

“Прости, Мария. Я не знаю, что происходит со мной. И если только возможно еще для тебя...”


13.

Утром ребенок ткнулся лицом в материнскую грудь, слепо и бессильно прикусывая ее.

Женщина открыла глаза - она глядела в прохладу картинки над своею кроватью. Она удивилась, что проснулась так рано. По свету, который проникал из-за штор, женщина поняла: еще не жарко. В детстве летом она просыпалась поздно. Убаюкивал шум швейной или стиральной машины. Сумрачность комнаты от затворенных ставень: казалось, еще прохлада - обманывала ее, если, конечно, не было дождя. А дождь девочка не любила неизвестно за что.

Женщина поднялась с постели. Подошла к окну. Широкая улица - взгляд достигал домов на противоположной стороне, не упираясь в их окна, заборы, собачьи морды и скамьи у ворот.

Женщина раздернула шторы. Снова посмотрела на картинку. В доме, где жила она с матерью, на стене висел увеличенный портрет отца.

Женщина вышла из комнаты умыться, затем - вышла во двор. Все было сонно. Флигель. Соседский дом за низким штакетником...

Она вернулась к себе. Подошла к шкафу и растворила дверцы. Недовязанный рыжий рукав свитера, приколотый к клубку, упал к ногам. Женщина положила вязание на кровать. Нашла сверток упаковочной почтовой бумаги. Там, внутри, похожая на нее женщина держала младенца. Она не помнила, чтоб у мадонны художники обнажали грудь. Быть может, ей попросту не встречались такие картины. Хотя вот что поразило однажды: вместо ребенка дама держала пушного (запомнила: пушистого) остромордого зверька.

Фигурка из дерева называлась “Материнство” ...Мальчик - она уверена была: мальчик, хотя виден был только затылок ребенка - кормился из деревянной груди. Женщина тронула тело у спущенной на плече ткани одежды - дерево оказалось твердым и неподатливым. Груша... А эта груша и вовсе могла быть из их раскорчеванного теперь сада.

Ей вспомнился опять дом... Как, смеясь, закрывал ее (школьницу) в платяной шкаф мужик, которому мать шила костюм. Наверное, знакомый - мать шила уже мало, брат работал после армии в шахте, говорил, что сам прокормит семью... Она выбивала дверные запоры. Мужик плелся за ней и в другую комнату. Послушай, послушай, а ты не пробовала курить? Тебе пойдет: сигарета, дым...

И даже тетка, сестра отца, говорила: да разве могут родиться у алкаша не дебилы?.. О ней - у брата и нее разными были отцы...

А они ей дарили цветы. Гвоздики. Вместе с матерью ехали через весь город. Несколькими автобусами. Была жара. Тетка уложила гостей отдохнуть. Мать уснула. А девочка видела, как ходит по комнате тетка: “Купила же... Летом...” - не зная, куда приткнуть, словно сделанные искусно из неживого. – “Что ненавижу больше всего...”

Младенец уснул на руках.

Женщина вновь завернула фигурку в бумагу. Она нарочно вышла из дому раньше. Шла слегка переваливаясь. Ее обгоняли, торопясь на работу.

В троллейбусе ей уступил место взрослый мальчик. Краснея, протиснулся вглубь салона. Женщина глядела в окно. Так бы и ехала - возвращаясь - мимо тех же деревьев и домов. И если ехать, не останавливаясь, всю ночь, а потом опять - утро и день - теми же будут и люди. Она перестанет отмечать изменения в них.

Пройдя через больничный двор, женщина вошла в двери консультации. Несколько посетительниц стояло к окошку регистратуры. Женщина стала в очередь.

Больше никто не подходил. Оказавшись у окошка, назвала фамилию и адрес прописки.

- Вы на учете? - спросила не глядя регистраторша.

- Н...нет...

Спиной к стойке долго отыскивала карточку. Уже с высоты приставной лесенки оглянулась на женщину.

- Да вы в положении... А я ищу совсем в другом месте.

- Я думала...

- Ваш врач принимает сегодня с двух.

- Да. Я не хотела бы к нему.

- К кому же?

- Я хотела бы к женщине.

Регистраторша фыркнула.

- Ну, не знаю. У вас очень хороший специалист. Займите, если вас примут, в шестой.

Пройдя по коридору, спросила крайнего. Сбитые, словно в кинотеатре, стулья стояли вдоль стен. Худенькая, почти девочка, прикладывала к губам платок.

Женщина села. Входили и выходили из дверей. Ей вспомнилось, как в больнице, где лежала она, где лежали: с надеждой сохранить, с желанием избавиться - пришла немая. Так же сидела у стены. Медсестры говорили: она совсем из другого города. Эти немые такие озлобленные... Просили больных выглянуть в коридор. Сидела и сидела. “Сделайте, и я сразу уйду...”

Женщина поднялась со стула.

- Мне нужно на улицу.

Вспомнилась та немая девочка, что жила по соседству. Однажды написала: “Я возьму, когда вырасту, девочку из детдома... Мне дадут?..”

“Роди... Думаешь, бросают хорошие родители?”

Она знала: немые злятся, когда их не понимают.

На улице начинало припекать.

Из дверей вышла с платком у рта.

Женщина вернулась к кабинету. В очереди оставалась одна посетительница.

………………….

- Конечно, я могу вас понять... - Врач посмотрела на нее через стол. - Но... скажите... Срок вам определял Гойхман?..

- Да. С моих слов.

- То есть?..

- Я рассказывала ему...

- Он не осматривал вас?

- Нет.

- А сами ваши слова? Скажите... Впрочем... Я выпишу вам направление на УЗИ.

- Что это?

- Ультразвук... Мы направляем почти всех. Вам скажут, как развивается малыш.

Сверяясь с карточкой, принялась вписывать в бланк фамилию.

- Знаете ли, бывают случаи... Ребенок рождается с дефектами. Разные причины... Иногда родителям проще решиться до рождения...

- Это исключено.

Женщина смотрела перед собой.

- Ну, никогда нелишне... Это совершенно безвредно. И потом: вам скажут: мальчик или девочка. Многие готовят заранее: цвет одеяльца, ленточки... А кого ожидаете вы?

- Мальчика.

Врач улыбнулась.

- Здесь нужны еще данные паспорта. У вас с собой?

- Нет.

- Впишите сами. Я тут болтаю... Я не ошиблась? Вы замужем?

- Да.

- Это - так... Я хотела вас предупредить, что потребуют и флюорограмму отца. Лучше папе пройти заранее. Бывает, у них нету пленки.

- Да.

- Еще. Тут записано... С ваших слов... Это первая беременность? Вы не прерывали до этого?

- Нет.

- Я просто подумала... Спрашивал Гойхман. Быть может, вы стыдились и слов... Первая?

- Да.

- Я записала. Дальше: почтовый адрес... Адрес, по которому вы прописаны... Нас тоже проверяют.

- Я понимаю.

- Почтовое отделение, улица, номер дома... Подождите, вам плохо?..


14.

Они сидели опять в комнате С-нова. Равжин положил на стол папку с полу стертым рисунком совы в левом верхнем углу.

- Я прочитал.

- Да?

С-нов рассеяно смотрел на него.

...Если закрыть один глаз, а, прикоснувшись к другому, сместить...

- Я не совсем согласен.

- И что же?..

- Точней, не все понял.

С-нов усмехнулся.

...Но второй рукой держать карандаш или книгу - они не изменят положения...

- Все-таки я объемное существо... И измеряю мир - хотя бы вытянутой рукой.

- Мы говорили в прошлый раз. Это никак не связано с тобой или мною. Это теория.

С-нов не хотел, казалось, говорить с ним...

- Но космонавты... Куда летят они? Они возвращаются в будущее - а это невозможно по твоим... И - твой предмет. Геодезия…

- Ты хочешь знать, как соотносится она?.. Ты прав - иронически. Но это было давно, я хотел понять...

То есть простить...

(“…если только возможно еще для тебя…”)

Равжин не смел напомнить о недостающем теперь листе с чертежами.

- Ты чем-то взволнован? Какие-то неприятности? На работе?

Равжин подумал: С-нов спрашивает его о Марии.

- Все в порядке.

- Что же настораживает тебя?

Он сказал:

- Несоединенность ни с кем... Если мы разлетаемся. А эта поверхность - пленка, точка, предел, где мы одновременно есть и нет... Человек не должен знать о пределе.

- Почему?

- Я уверен.

- Почему? Человек и есть в некотором смысле предельное существо. Выбирай: граничное, переходное... Характерное - негармоничностью. И отвратительное тем... Тем, что, в конце концов, только сам и оценивает, и судит себя...

- Но... есть мораль. Судят другие.

- Другие приговаривают... Но выбирает - человек: направление и шкалу: слава, власть, секс... Что там еще?..

- Любовь.

- Любовь?.. Я хотел бы, чтоб ты прослушал одну запись. Запись одного разговора... Хотя - это опять не связано с тобой или мной.

- Запись?

- Да. Магнитофон. Ты ведь сказал - любовь... Может быть. Человек выбирает... А его жизнь - давно указано: цепь желаний и их исполнения - чередованье несчастья и счастья… Достигнув намеченного - хотим уже другого. Срываемся вниз. И... Знаешь, что означает быть по-настоящему счастливым?..

- Что?

- Замереть, не упав. Не дойдя до вершины.

...Значит, человек создан... Либо для счастья... Либо - предела у жизни нет. Все позволено?.. Одно из двух.

- А любовь как раз... Хотя - скорей, это категория истерическая.

- Любовь?

- Да. Существует “не укради”, “не убий”. И - это все. В любви - запрет иррационален. Любовь ничего не прибавляет морали. Потому что... “Возлюби ближнего, как себя” - по сути: уничтожай. Уничтожай и в другом, что вынужден подавлять в себе... Но... Скажи... Какой вред?.. Ведь существуют польза и вред, добро и зло?.. Какое зло, когда есть твое желание и есть другой человек... “Да – да”. “Нет – нет”. Люди созданы для общенья. А почему я должен отвечать “нет” себе. Почему - думать за другого, посягать на его свободу и выбор (ведь и я - одна из его возможностей) - если не известно заранее... Скажи: хочешь ли ты, чтоб никто никогда не помыслил о прелюбодеянии с тобой? Чтоб враг твой возлюбил тебя?.. Ты никогда не думал?.. Любовь - аморальна. То есть - вне, за... Все эти учитыванья без слов, угадыванья за другого - уже невозможность даже спросить... Конец! Запреты - которых, быть может, и нет. Разве ты хочешь, чтобы тебя обо всем спрашивали?.. Счастье - для каждого - как раз не учитывать…

С-нов замолчал. Присел опять к столу.

- Пожалуй, я все же включу.

Он вдавил кнопку магнитофона.

Невнятная музыка.

- Что это?

Он снова пощелкал клавишами.

Равжину показалось: он слышал уже: звук открываемой (закрываемой?) двери, шаги...

- Что это?

- Слушай.

“Наш дорогой профессор... Начнем?..”

“Пожалуй...”

“Не считая меня, вы - трое специалистов... Ведь меня”, - (смех), - “можно назвать вашим коллегой весьма условно...”

“Что вы...”

“Итак, перед вами пациентка, которая обратилась ко мне... С тем... Если не ошибаюсь... вы хотите иметь ребенка?”

“Да”.

- Что это? Женская консультация?..

- Нет. Один экстрасенс. Ты поймешь дальше.

“...пациентка, которая надеялась предоставить науке уникальную возможность наблюдать партеногенез у человека. Надеюсь, вы не забыли знаменитой статьи?”

“То есть?..”

“Непорочное зачатье?”

“Дева Мария?.. Как вас зовут?”

“Именно! Налицо была благоприятная ситуация: испытанный женщиной эмоциональный стресс. И - главное! - ведь известно, главное: хотеть! - сильное желание иметь... Вы хотели мальчика?”

“Да”.

“Как вы знаете - это и невозможно... В результате партеногенеза...”

“Сам Иисус в таком случае родился бы девочкой...”

“Да”.

“Но я не вижу никаких признаков беременности”.

- Что за статья?.. Кто эта женщина?

- Не знаю.

“Вы правы: дело прошлое. Я рассказал предысторию. То есть, перед вами очевидный случай абсолютного женского бесплодия...”

“Я согласен”.

“Вне всякого сомнения”.

“Но: чего хочет женщина?.. Чуда. Ни больше, ни меньше. Один случай я вам уже рассказал. Теперь вся надежда женщины...”

“Только на вас”.

“На меня”.

(Смех).

“Я хотел уже однажды помочь вам?.. Вы отвечайте...”

“Да”.

“Вы не согласились. А может, это не было еще так безнадежно. Теперь мы рассматриваем уже нетрадиционные подходы... Надеюсь, согласны все: то, чем я занимаюсь, не имеет аналогов”.

“Да”.

“Да”.

“Конечно”.

“Продолжим: я мог бы помочь... Поскольку этот случай... Мне требуется подтвержденье согласия. Ваши сомнения - ваше дело. Я предлагаю: “да – да”, “нет - ...”

“Да”.

“Что ж... Поскольку я считаю ваше бесплодие имеющим причину скорее...”

(Далее неразборчиво - быть может, шепотом, обращенным к…)

- Кто эти мужики?..

“...Ведь вы не станете отрицать, что ведете довольно беспорядочную жизнь?.. Я имею ввиду...”

“Да”.

“Ах, так...”

(Мужской смех.)

“А когда как бы случайно совпали наши дежурства... Вы помните - как бы случайно...”

“Да”.

“Сознаюсь, коллеги, я соврал о деве Марии... Просто пациентка не могла бы назвать отца ребенка, что почти равнозначно...”

“Ах, так?..”

“Вам необходимо раздеться... Не стесняйтесь, вы у врача. Я не держу ширм. Это даже входит... Не отворачивайтесь. Я должен видеть ваши глаза. Я объясню. В вас срабатывает ложный стыд...”

(Чье-то сопение, кашель.)

“...Да, снимите и это... Почему, допустим, в конкурсе красоты должен видеть я и что-то помимо красоты эротической? Женщина выбирает рамки”.

(Вновь кашель.)

“И в проститутке мне вовсе не важен интеллект. Ну, кроме, скажем, фантазии...”

(Смешок - сдавленно.)

“Теперь подойдите к кушетке... Я хотел пояснить: вы у врача. Этим определяются наши отношения. Я смотрю на вас как... Вы должны знать и сами как медик: есть различные положения...”

(Смех - скорей, нервный.)

“Одни больше, другие меньше способствуют зачатию... И даже маленькая подсказка... Вот - кушетка, стул, вся комната... Имитируя... Если вам нужно пояснить...”

- Выключить?

“Нет”.

“В таком случае...”

(Шаги. Пауза.)

“А?..”

(Кашель.)

“А... если и наклониться чуть вперед?..”

(Звук перемещений.)

“Что же... Подойдите к столу. Мы не закончили. Сядьте. Такую консультацию вам мог дать и другой врач. Я лишь хотел убедиться... Хотя... я ко всему подхожу творчески... Взять ваш стыд. Многие приходят за этим... В одной книге - не помню названия - женщина говорит... Удивительно, говорит, как мы подходим друг другу. Но вчера мы были пьяны и не получили всего удовольствия... Вы согласны? Очень тонкое, хотя не новое, наблюдение. Алкоголь приглушает стыд. Наслажденье острее, когда стыд присутствует в полной мере. Величина удовольствия - и есть степень отброшенного при этом стыда... Понимаете?.. А удовольствие нередко связано с зачатием. То есть - лечение стыдом... Но у вас... Собственно, перейдем к методике... Я попрошу фиксировать...”

(Шум. Шелест бумаги.)

“Теперь припомните все те места, помещения... нарисуйте, обозначьте стороны света... где вы вступали...”

(Смешок.)

“Хотя бы - когда были готовы физиологически... Ординаторскую... можете не чертить... Я прошу обычно заготовить планы до приема. Вы узнавали о лечении?”

“У меня в сумке”.

“Возьмите. Я искренне хочу помочь вам...”

(Молчанье. Шаги. Скрип карандаша о бумагу.)

- Что они делают? Стороны света... Зачем?

- Мне рассказывали...

- Каким образом?..

- Может быть, ты читал?.. Свинцовый грузик... В местах концентрации энергии...

- Это связано с гравитацией?

- Не думаю.

(Пауза.)

“Я не вижу четкой закономерности... Хотя мог бы рекомендовать... Здесь. Здесь. Ну и - тут... Если конечно...”

Он вспомнил вдруг: в самом деле - статья... Равжин удивился тогда: дикость... Грузик на нитке...

Вспомнил еще: конюшня. В смешанных с навозом опилках - гильзы с пробитым капсюлем...

“Я понимаю...”

“Из всего комплекса остается анализ... Нужна пробирка с вашей мочой”.

“Да”.

“Не спешите одеться... Сейчас. Здесь”.

“Почему?”

- Что, в конце концов, происходит?..

“Не понимаю...”

“Вот пробирка. Вы же обратились...”

(Позвякивание стекла.)

“Не понимаю...”

“...Другие принадлежности... Я пригласил нарочно коллег… Вы знаете... Положительное влияние отрицательных эмоций. Я не даю более одного сеанса”.

“Нет”.

“К тому же...”

- Что это за мужики?.. Зачем?..

- Ты слышал: леченье стыдом...

- Но...

- Я думаю: еще забота об алиби...

“Я должен видеть... Мало ли что за цели преследует человек... Вы...”

“Не понимаю...”

“Иногда верит сам, а оказывается... Хотя бы - мнимая беременность... У вас”.

“Нет. Нет”.

“Я вас вылечиваю уже словом, голосом!..”

(Звон. Нарастающий. Словно бы мелко-мелко ударяют в хрусталь.)

“Не понимаю...”

(Шаги.3вон.)

“Куда же вы?”

(Шаги. Звук открываемой - закрываемой? - двери.)

“Там!..”

(Шум. Невнятные голоса.

Шум.

Вдруг - музыка...)

С-нов вдавливает клавишу.

- Все?

Будто намеренно оборвали запись.

- Что произошло там?

- Не знаю.

- Там, за дверью...

- За дверью? - С-нов смотрит в окно.

- Ты говорил об алиби... Она?..

- Не знаю.

- Она сошла о ума?.. Умерла?..

- Не знаю... Нет.

...Человек не создан, не создан для... Что для него, в конце концов, счастье?..

Он увидел себя в госпитале... Где на самом деле без рук и ног, с вырезанным под корень языком... Он услышал себя... Стук - открываемой двери?.. Шаги... Его ни разу не назвали по имени... Или - и это магнитофон?.. Шелест и писк ленты, принятые им за?..

Он видит: С-нов по-прежнему у окна... Ветер раскачивает деревья внизу. Черная выгнутая, как лук, птица - поперек света...

- А ты уверен?.. Будущего - не предсказать... Что - его нет сейчас?..

- Да. Только мы. В этой секунде. Все остальное... Что видим и слышим…

- Слышим?..

- Да. В сущности - след...

- И не страшно? Не допускаешь - другие Вселенные?..

- Это так важно?

Равжин подумал.

- Если их много... В какой-то момент поверхности различных сходятся в одной точке, и... информация, отраженная... Согласись… иногда что-то входит в нас: предчувствия, сны... Совсем чужое… Что это?

- Озабоченная Вселенная?.. Опять? Я же говорил...

- Но если есть скорость больше скорости света?

С-нов улыбнулся.

- Нам показывали в школе. Относительность скорости.

- И что же?

- Фильм... Человек в поезде. У окна. Поезд движется. Потом человек идущий внутри... Ты смеешься?

- Нет. Вам забыли сказать... Когда человек входит в локомотив... Впереди ничего нет... Предсказывают, угадывают то, что свершилось. В сущности - отыскивают...

Он помолчал.

- ...Или пассажир выпрыгнет и будет раздавлен... Ты никогда не был внутри тепловоза?

- Нет.

- Это общее положение... Чтобы выйти за пределы, нужна энергия, сравнимая с заключенной в самой системе.

- ...Так, значит, бомба?.. Взрыв?..

...Уйти, слиться с миром. Оказаться внутри...

- Бомба?.. Ну, как простейший случай...

...внутри не себя... Потому что... Человек не создан для счастья...

Показалось: вспомнил и лицо мужчины. Нет - женщину. Ее голос. Знаменитая позже актриса... Она поясняла. “Представим...” Мужчина шел. Шел - чтобы выпрыгнуть.

Равжин поднялся.

- Пожалуй... Пора. Я пойду.

- Смотри.

С-нов не удерживал его.

Остановились у двери.

- Что передать?

- Марии?..


15.

Не убирая рук из-под струящейся из крана воды, Равжин обернулся мокрым слепым лицом на зов.

“Доброе утро”.

Мария?

Послушай, Мария… Я не хотел вечером беспокоить тебя…

С-нов... Я был вчера у него… На подоконнике... С моим адресом... Он написал тебе.

И в ту же секунду – вздрогнул, будто все еще спиной к ней – от вскрика Марии.

Равжин просто не смел смотреть ей в глаза...

…………….

...Что с тобой?.. -

Мария увидела – словно вытащили Равжина из уютного теплого подземелья на свет – беззащитный растерянный взгляд.

Ты брился? Посмотри в зеркало. Кровь…

“Зеркало?..” -

на ощупь, будто слепец, руками узнающий лицо - свое лицо.

Да вот же... - указывая, коснулась пальцами собственной щеки.

“Здесь?..”

Качнула отрицательно головой.

“Здесь?..”

Ей сделалось смешно от слепого: выше-ниже, правее-левее - его пальца, что оставался... зеркальная ошибка... на той же половине лица.

Или: ошибку, зеркально изображая, совершала она?..

..Нет-нет... - почти касаясь своей рукою с невнятной смесью нежности и сопротивления шеи Равжина... Пока - ужас - влажно отразившего свет, уже подсыхающего - ниже скулы - черного кровоподтека... -

Отдернув пальцы, отступая на шаг. Охватывая теперь одновременным взглядом его щеки и подбородок, нос, глаза, волосы... –

...Послушай... Что с твоим лицом?..

…………

Равжин склонился к воде, не понимая внезапного страха Марии.

Порез. Всегдашняя история... Вода из крана, переполнив ведро, стекала на цементный растресканный пятачок, далее - в черную измокшую землю.

Лицо дрожало и разваливалось - в разбиваемом ежесекундно... Хотя он занавесил, а позже и вовсе убрал из дома все зеркала... А, бреясь, устраивал - случайный, из тумбочки матери – зеркальный сколок на кухонном столе. Наклоняя, улавливал: шея, щека, ухо, уголок рта. Одна, потом другая половина – лица, которого не хотел видеть в опустевшем за годы доме.

Все же, быть может, его собственное отраженье глядело теперь на Равжина из воды…

Зеркало?

…………

Она вскрикнула, не сообразив...

Конечно, зеркал не было и во флигеле... И первые дни в доме Мария и С-нов расчесывались, улыбаясь себе – поверх чашек и хрусталя – из зеркал буфета. На некоторое время С-нов даже взял электробритву из дома матери. А позже прилаживал на неудобной - уголком - полочке в ванной зеркало с откидной никелированной ножкой – первая семейная покупка Марии...

…………

...Равжин глядел в это расчлененное на части лицо... Кровь капала в воду, образуя отчетливый багровый объем, который расползался затем скользкой медузой. Будто капля чернил, по которой изучали на уроках броуново движенье... Угол падения... угол отражения... Капля - вишня склоненного у воды дерева... Наброшенной поверх маскировочной сеткой, отраженные листья укрывали лицо... Не мог. Не хотел знать своих убегающих - в стороны, в стороны – глаз - на цилиндрической поверхности термоса, что утром вносил в комнату “boy”... Глаза обессмысливались - каждый сам по себе - без взгляда... Кто же?.. Если по-прежнему лежал Равжин - в постели, в ловушке покрова, который называли москитным, но казалось ему - еще и от змей... Вспоминая и там свой дом - вертикальную линию ползущих друг за дружкой гусениц на беленой стене у входной двери. Он закрывал, но мать распахивала вновь дверь, проветривая комнаты. А ночью змея подбиралась к его постели... От крика мальчика вспыхивал в доме свет, разбивая ночь на предметы...

...Разбитый - кто же глядел теперь на него из воды?..

…………

...Кто же глядел на С-нова из зеркала?

Мария помнила, как накануне свадьбы С-нов приехал в их старый дом налегке. И счастливому ему она отыскала армейский бритвенный прибор брата. Две схлопнутых створки с принадлежностями внутри и - не нашлось иного - полированная металлическая поверхность зеркала.

Ничто не терялось... На табурете в саду: раскрыв - а сколько лет мать и она страшились неясного мутного отображенья – смотрел чужой…

И среди книг Мария отыскала однажды - и спрятала вновь от матери - не отправленное братом письмо. Не было адреса на конверте. А в письме он называл женщину так, что и не скажешь (а брат знал уже все, все, что вскоре случится с ним) - кто же...

Та женщина?..

“Ты…”

…………

...И вот - не узнавших себя, готовые взорваться изнутри лица - где видел Равжин еще... В соседнем дворе... Глазами, скошенными к вискам, следили за ритуалом стрижки. Расческой и ножницами - армейский цирюльник, и вовсе слесарь в миру. “Полковник всегда приезжал стричься к нам на заставу”. Ерзали, смеялись подобострастно - по сумме видимых им движений, определяя себя

…Кто мог подтвердить – или опровергнуть – истинность его присутствия здесь?

Как мог довериться Равжин зыбкости видимого? Подтверждало ли изображенье и то, чего он не мог охватить взглядом?

Говорило ли, кроме того, отражение истинно об отраженном? Как мог довериться Равжин тому, что изменится, стоит лишь ему отвернуться – а он сам даже не поверит своим взглядом измены? Кто подтвердит тогда, что невидимое – лишь оборотная сторона?..

Равжин подумал о женщине... Той – без имени художника – женщине на картине: за стойкой бара, одетой в черное или глубоко-синее. Она глядела на посетителей, и Равжин также искал ее глаз. Но главным было зеркало позади нее, где отражалась (изображалась) спина женщины. И рыжий (зримое рыжее пятно: апельсин?) мужик присутствовал там: лишь в зеркале, не раздвоенный, он разговаривал с нею. Впрочем, лишь в женщинах возможность несовпаденья для Равжина обретала реальность – здесь, в этом дворе: меж прежними ее глазами, лицом и – вздутым непомерно временным животом…

Но на картине эффект достигался и тем, что женщину по грудь укрывала стойка, в зеркале же – в полный свой рост, с неожиданно громоздкой вынужденной (исполненьем обязанностей) спиной. И видимы, кроме того, в зеркале становились и предметы перед ее лицом…

И даже взгляд - был или нет? - Равжин представил: взгляд мужчины, которым тот надеется охватить одновременные: стойку, женщину (ее лицо, грудь) и, сжимая все крепче стеклянный прозрачный объем, - специальное зеркало, в котором - уже отделенные от нее: ..........

…………

...И Мария вспомнила... Сделалось жутко и непоправимо ей… Все те подробности... Брат приходил с работы: “Двадцать минут я сплю”, - перед вечерними занятьями в институте... Что-то толкало ее войти сейчас, скрипнув половицей, дверцею гардероба. “А?.. Это ты?.. Я просил...”

...И - те розы в его спальне - никогда больше не видела столько роз, - что отразило вначале зеркало шкафа.

Прохладой и счастьем.

Она присела на корточки.

Линзы капелек выгибали, подробно осматривали лепестки.

...Раздвинув стебли, брат опускал в ведро руку, - оставались белые (краснеющие) царапины, и - одна в комнате - стряхивала она с пальцев на цветы дробную влагу...

………….

...не совпадали, не могли слиться - два отражения...

Это себя, перекрыв струю крана, видел Равжин в стоячей воде ведра.

Кровь отмечала кривую - в размер лезвия - царапину у кадыка. Саднило на щеках... Нос, губы... Он приоткрыл рот, обнаруживая желтизну зубов... Когда-то в кабинете дантиста ему подарили даже специальное зеркальце - кружок полированного металла на кривой ножке. Но пользоваться, разглядывая со всех сторон зубы, им мог лишь другой. Либо - Равжин ставил перед собой зеркало. Кругляшек мутнел от близкого дыхания мальчика. И - хоть пей ее - не мутнела вода. Все равно: он не видел пломбу... Пропало зеркальце. Но появился - откуда? - медицинский зажим - что заменял пассатижи.

И Равжин понял: каким образом - там, где он, без рук и ног, и не определить, жив ли - достаточно зеркала, укрепленного у его губ. И, пока есть, выходит, он - только двигатель, обращающий собственную жизнь в капли воды?..

…………

...И открылось Марии - в зеркале, где появлялась-исчезала тетка с букетом словно пластмассовых стеблей с накрахмаленными тряпичными лепестками: история ее мужа-еврея, что сбежал с молоденькой, но, вернулся ненужный уже никому; все знали, что - умирать, и тетка не разговаривала с ним все последние месяцы. Но – до зеркала, неотраженное - если приятие было не местью, важно ли как сумеют назвать это другие?..

…………

- Мария, слушай... С-нов... Я не сказал вчера... Он написал тебе.

………….

- Я знаю: нужно идти в обком...


16.

Равжин вышел к серому двухэтажному зданию у перекрестка. Стоял, пережидая огонь светофора.

Мальчишки и капитан-“пушкарь” курили на ступеньках.

Островерхое - с круглым, похожим более на глаз, чем на ухо, окном чердака - здание опускало два равновеликих, крыла.

Мальчишки смеялись.

…В первый раз их привели сюда прямо из школы. Шли ближней дорогой через балку.

Смеялись - раздеваясь перед осмотром. В туалете - писая в баночку. Им сказали с вечера: “Смотрите - чтоб живчиков...”

Потом разбредались. По одному. Еще продолжались занятия в школе...

...Мяч Равжин подбирает по дороге домой. Делая намеренный крюк: не встретить мать. Теннисный стертый мяч...

Мимо мастерских, через спортивную площадку выходит он к балке. Здесь у школьного забора они искали сокровища Флинта. По схеме в “Науке и жизни”. Ориентиры совпадали. Даже море - так говорили на уроках географии - что было когда-то здесь.

...Умывшись у ручья, взбирается на противоположный откос. Минуя памятник жертвам, здание военкомата. Налево: пустырь, полуснесенные бараки... Опустив голову, Равжин идет незнакомыми улицами. Наконец - дом, словно подпертый лестницей от падения. Чердак с запахом пыли и тления. Стопы старых газет, высохший трупик кошки. Обрывок веревки из полутьмы - все, чем связан он да сих пор с отцом?..

Сверху Равжин наблюдает за матерью. Дом, двор обысканы ею, но заглянуть на чердак не приходит в голову: сын звал ночью к постели - казалось: по потолку ходят... Сарай?.. Флигель?.. Потом - к соседям.

Как бесполезно искать его там...

Спустившись, Равжин бежит к посадке. Вдоль железной дороги, полоса деревьев невелика в ширину, но, как муравей по подставленной соломинке - вперед и вперед. Знакомой тропинкой, затем - сквозь непролазный кустарник. Ветви хлещут его по лицу.

К железной дороге Равжин выходит у станции. Хочет обтереть искровавленные руки. Находит в кармане мяч. Должно быть, уже синяк от него на ноге... Медленно идет к дому по шпалам. Заслышав гудок, сходит с колеи. И - возвращается. Кладет на рельсу мяч, подмащивает камешки. Машинист грозит, высунувшись в окно. Не уверенный до конца в расчетах, Равжин следит за мячом - как ничего не происходит: мяч скатывается...

...Уже на желтый, под гудки машин, Равжин пересек улицу. Даже несуразная антенна во дворе не опрокидывала симметрии здания.

Равжин вошел внутрь.

Поднимаясь по лестнице, мельком взглянул на стенд с фотографиями.

Живы ли все они?..

Постучал в дверь.

- Я хочу сделать заявление.

Майор поднял глаза от стола.

- Да? Изложите на бумаге.

Не принимая предложенной авторучки.

- Я не могу писать.

Майор посмотрел на Равжина пристальнее.

- Существует подписка о неразглашении.

- Вы не представились. Ваша фамилия?

- Смит... - Он смутился и поправил себя. - Равжин... Равжин-Смит...

- Так как же? - Невольно майор улыбнулся. – У вас с собой военный билет?

Он достал из кармана рубахи книжечку.

- Подождите.

С документами Равжина вышел в смежную комнату.

Равжин огляделся. Еще один стол с пишущей машинкой. Вдоль стен - несгораемые шкафы. Равжин подумал: здесь хранится и личное оружие... Несколько автоматов. И - взрывчатка? дымовые шашки?.. Школьниками их возили на стрельбы в карьер... Дождь и дым... Просто туман?.. Три одиночных выстрела в грудную мишень... Далее шло окно. Двор. Строительный мусор.

Майор вернулся с папкой в руках.

- Итак, вы служили в летных частях? Я не ошибся? Место вашей службы...

Равжин назвал округ и часть.

- Верно. Фамилия командира? Военная специальность?

Равжин ответил.

- В чем суть вашего дела?

- ...Мною совершено убийство.

Увидел: немая растерянность в глазах.

- ...Наезд на женщину.

- Когда? Где? - Скорее автоматически.

- Двадцатого августа 19.. . В королевстве ......

- Это - ...Африка?.. Какое отношение?..

- Я служил под английской фамилией.

Они посмотрели друг другу в глаза.

- ...Я не запомнил дату... Она совпадает? Вы служили... В то время умерла ваша мать?

- Да. Вы знаете?

- Вас не было на похоронах, Мне поручили заняться.

- Мне даже не сообщили.

- Но есть копия телеграммы.

Майор заглянул в папку.

- Ведь ваша настоящая фамилия Равжин?

- Да.

- Я только хотел подтверждения. Это нельзя подделать... Левое ухо... Край словно обрублен круглым предметом...

- Ухо? Чье?

- Ваше. Достаточно приглядеться. В коридоре есть зеркало.

Равжин подумал: каким бы увидел себя теперь?..

- Куда я должен обратиться? Я считал, что подписка...

- В посольство, МИД... Хотя - я также готов выслушать. Даже - записать показания. Если это облегчит... - Он придвинул бумагу. - Наезд... Далее?

- Она умерла.

- Кто?

- Та женщина.

Майор встал из-за стола.

- Мне не ясно одно... К нам не поступало сигналов. Чем должен руководствоваться я? Чувством вашей вины? Вы ничего не сказали, кроме...

- Я хочу сообщить... О дороге.

- Хорошо.

- Как будто - насыпанная среди болота. Вода - слева и справа. Хотя - пальмы на обочине... Женщина... Она появилась вдруг... Мне трудно оценить. Я не водитель... Может, не достаточно лишь торможения, требовалось отвернуть? Но: дорога...

- Вы не водите машину? Я не ослышался? Как же оказались вы за рулем?

- Машину вел капрал...

Равжин подумал: настоящая фамилия?..

- В чем же ваша вина? Мне не ясно...

- Тормозной путь... Потом... Когда лежала она. Ни кровинки... Я не мог оторваться... Может быть, не хватило сантиметров... Даже толчка... Мы просто остановились...

- Значит, причина - не в столконовеньи. Испуг...

...Перед матерью... Как он признается во всем?..

- Тем более. Вы не сказали: проводилось ли вскрытие?

- Не знаю... Нет.

Равжин смятенно посмотрел на майора.

Тот отложил ручку.

- ...Скажите, вы считаете, что участвовали в войне?..

- Я?

- И хотите быть уравнены в правах?.. Я не могу сделать этого. Потому что...

Теперь майор открыто улыбался ему.

- ...Потому что... Вам никто не поверит. Даже советников - никогда... Как вы назвали страну?..

- Я служил под фамилией Смит.

Равжин встал.

- Сидите...

Равжин встал и нащупал два теплых патрона в кармане брюк... Две красные – “ВМ” - буквы на двери сейфа -

“Вздутие? Взрыв? Сверхплотного - несколько килограммов материала...” -

дразнили его.

Другая вселенная?..”

- Почему не поверят? - повторил он.

- По всему... Существуют документы. Во-вторых, - вы живете один? Без семьи? Не будем считать возможных квартиросъемщиков. Тем более, не прописанных...

- Откуда вы знаете?

Теперь майор не смотрел в бумаги.

- Я допускаю... Важно не это. Я хотел сказать: ваши родители... Ваш отец умер давно?

- Да.

- У вас дурная наследственность... Вы даже не смотритесь в зеркало. И я готов предсказать...

“То - что невозможно здесь: предсказания...”

- ...Вас примут за сумасшедшего. В любом случае...

“...Поскольку заложенный предел?..”

- ...И даже - больше...

“...Заложенный в тебе взрыв...”

- ...Вы никогда не задумывались?..

Он услышал и другой голос: озабоченная Вселенная?..

“Но если взорвешься ты сам?.. И разлетаясь, достигнув себя прошлого (себя - мальчика?) скажешь о будущем?.. Ведь в любой точке того мира (в каждой молекуле разорванного тебя) заключена вся его (твоя) прошлая (будущая) жизнь…”

Он все же прислушался к голосу.

- ...Существует теория. Преступник, не сознавая в себе того, стремится к несчастию. К смерти...

“И: нет конца - бесконечная цепочка начал?..”

…………

- ...Вы хотите сказать: я повешусь?..


17.

Вместе с матерью С-нов сидел перед экраном телевизора. Шли кадры недавней хроники. Серые лица людей, флаги, вбираемые камерой.

Мать, казалось, дремала.

С-нов подумал опять: с чего начиналась любовь к Марии? С влюбленности в ее прошлое - в несуществующий более поселок на окраине? С того, что он не смел, а Мария говорила о своей матери?

Какая разница:

тетка Марии сбежала с немецким офицером;

или (говорила мать С-нова): немцы стояли недолго, но мучил голод -

одна и та же война.

Чего было стыдиться С-нову?

Мария прибавляла: чуть не убили мать - заслонила тетка: “Какая юда? Стреляй тогда и меня”.

Любя Марию, следовало любить и это, и такой ценой ее право на жизнь. Могла не родиться - не встретил бы ее С-нов.

Поясняла и его мать: в поселке жило много татар, старались угождать немцам - может, то и спасло. Словно выдавала всем детскую стыдную тайну сына, где в самом рождении С-нова таился изъян: жизнь за другого, взаймы, чужая жизнь...

Важней были добавленья, интонации, а не смысл. И С-нов влюблялся в интонацию права и любви - чтобы затем приложить их и к своему детству?..

Или: определял все выбор - точки в собственном (и - сравнивая - в чужом) недостижимом опытно прошлом?

С-нов помнил до сих пор... Окраина была частью и его жизни. Летом его отправляли к родителям отца... Два высоких тополя у калитки. Он обозревал с них окрестности: поле, река, корпус завода полупроводников - дед состоял там в охране.

Помнил собаку. Гладкую, черную. С-нов боялся ее. А было достаточно голоса: чужой мужик проходил мимо окон... “Потому что он знает слово, - врезался навсегда шепот бабки. - И ночью войдет в любой двор...” Сосед, с которым враждовала родня. Не подавая звука, жалась собака к конуре.

С-нов же лез через забор - когда (“Ну, не бойся”, - звали его) нужно было пройти мимо будки из туалета.

Глазами полными слез смотрел С-нов на мать.

“Не бойся”.

Его привезли в первый раз.

“Это твои бабушка и дедушка”.

И за забором - рядом стояли на улице дома бабки и тетки - тоже поджидали его: двоюродные брат и сестра...

Но позже нравилось С-нову, когда собирались все за столом: сваты-браты. Мать говорила: “Ты просто спиваешься”, - отцу: потому что отца все любили там.

Стопочку ставили и перед С-новым. “Хиба ж нэ можна? По-манэньку” - приговаривал дед. Он приносил с работы талую конфетку для С-нова, расчесывал волосы внука на ровный пробор.

“Бач, бач, як дид тэбэ любыть...”

Мать уводила сына. В соседней комнате они лежали не засыпая. Впрочем, летом стол накрывали во дворе. Тогда свет с улицы поверх занавесок падал в лицо.

Мать говорила: “Не вырастай таким...”

И С-нов сам – “Хиба так можна казаты на батька?” - покрикивал на отца. Когда приезжал без матери, или оставался один – на присмотр бабки, и та тоже нашептывала: скажи, скажи... А то выходила за дверь, указывая на полный до краев детский горшок. “Дывы, оцэ твий дид стилькы надув. Зараз выйшов та надув. Бач, якый в тэбэ дид?”

А утром хлюпала носом, возясь у печи. Она оборачивалась - внук видел синяк на лице. “Оцэ такый в тэбэ дид. Так бье свою бабу”. Плакала: бил всегда. “А в мэнэ и ноженькы вжэ нэ ходять - втикты. Краще б и зовсим вбыв”. Грозил же своим милицейским пистолетом. У самой и сил нет в руках - зарезаться. Всегда говорила о ноже - внимательно глядя сквозь слезы на внука... И как-то - с ухмылкой на губах: а вот взял бы нож ты, у тебя руки молодые...

И спрашивала еще: тебе делали операцию? И - о доме: как там отец и мать?..

С-нов уходил - с дедом - встречать корову. Улица была широкой с несколькими накатанными колеями. Они шли по ближней к дому. Перебегали с дороги на дорогу хозяева, завидев стадо. Улица стекалась, вытягивалась в тропинку. Запомнил - махнув рукой на корову: “Баба знайдэ”, - дед повел его через поле. С-нов выщелущивал мягкие еще зерна. “Йишь, йишь. Цэ жито”. - Дед гладил внука по голове. – “Алэ нэ багато. Багато йисты не можна”. Они поднялись на холм с металлической (триангопункт?) конструкцией наверху. Виден был край заходящего солнца. “Бач?..” - Дед обвел рукой. – “А дали”, - он повернулся лицом к городу, - “Хортыця”, - где не разглядеть уже острова и реки...

Засмеялся, показалось, без всякой связи: “А щэ був в тэбэ дид. Брат мий. Хотив вдарыты жинку, та и вбыв. Га?.. От так и дид!..”

...Теперь на экране показывали трибуну. Державный, а прежде бодрый еще взмах руки.

С-нов повернулся к матери:

- Помнишь, дед говорил, что пил водку с ним?

- Да.

Говорил: на зимней рыбалке.

- ...Милицию и брали: сварить уху, наколоть дров...

“...НКВДэшник...”

Нестрого грозил ухмылкам за столом... Вот непременно соберется на праздник в Москву - хоть крикнет, махнет с площади рукой. "Нэвжэ нэ впизнае вин дида? Га?.. Попьетэ вжэ тоди горилку бэз мэнэ?..”

- ...Может, и поднесли с барского стола.

Вновь серая масса без лиц.

- Будешь еще смотреть? Ты дремала?..

С-нов встал.

Представилось: не камера, а дед - расталкивая незнакомцев: “Взнав! Взнав!” - глядит вверх. И даже слезы туманят его взгляд: “Ты дывы - взнав…”

- Да. Ты иди. - Голос матери сделался снова тусклым. - Я посижу.

С-нов лег у себя на кровати.

...Другая бабка приезжала после развода родителей. Тоже шептала: “Это - колдуньи: бабка да тетка твоя... Когда еще хотели развесть... Ты рази не знал? Колдуньи... Не сказывалась бабка тебе?”

С-нов не отвечал.

“Вот бы тебе попытать: ножи у двери воткнул - она и не могла бы войтить. Так бы и голосила: “Ох, зачем ты так сделал? Ох, убери... Ох, не войду никак...” Они ж докармливали колдунью. Не помирала всё - сильна, говорят, была - стонала: “Выдь, выдь во двор погляди - весь огород истоптали”. Бабка сходит: нет никого. А колдунья опять: “Выдь, выдь...” А то нечистая сила собиралась работу просить - не отпускали колдунью. Когда и говорит бабке: позови дочку - тетку, то есть, твою. Они, колдуньи, не помирают, пока колдовства не передадут. Бабка позвала. Тетка уж и знала зачем, а подала не правую, как надо, а левую руку. Колдунья и загуди: “Не ту...у...” Ты и не знал? Не сказывала, подала другую руку ай нет?”

С-нов вспомнил тетку. Взгляд из-под черной густой вуальки. У зеркала - примеривая шляпку с мелкой спадающей на глаза сеточкой. То наденет, то снимет... Комнаты связывались - каждая с двумя другими - кольцом. С-нов появлялся то у одной, то у другой двери. Но всякий раз - два ворожащих из зеркала черных зрачка.

“Все через них. Отца увели. Мать твою всюю жизнь ненавидели. Чтоб и брал ее отец, не хотели. Дед один и вступался…”

Вспоминал - в самом деле, какие-то ссоры после похорон: не уберегли деда... Боялись договорить вслух.

А на девятый день отец взял С-нова на чердак - не тот, страшный и пустой, чердак нового дома, дед называл чердак “горище”, а пыльный и тесный - в доме тетки. “Это все мое”. С-нов думал: отец никогда уже не простит ему: страха? - когда дед лежал, будто в казенной комнате с кожаным черным диваном (зеркало в спинке, два маленьких ящичка - по бокам; с братом и сестрой С-нов распахивал дверцы, но всегда: сухая настоянная пустота, или - пуговица; откуда же появлялся серый коробок? “Оце дае тоби дид. Дывысь, никому нэ кажи”. Дед только на мгновенье приоткрывал крышку. Мать и отец уже вынесли сумки на крыльцо. Только дома С-нов разглядел: десятка полтора патронов к “мелкашке”, пять или шесть - к пистолету или автомату); диван словно был внесен от чужих жильцов; на него укладывали чужого деда, когда точно отстраняя кого-то невидимого с пути, пьяно входил в калитку: так же лежал – не глядя в потолок, с вонью изо рта; но потом - уже в поставленном на табуреты гробу: синее лицо, черные губы висельника, куски больничной ваты изо рта и ноздрей... И в другом доме (тетки), С-нов помогал матери надписывать зубным порошком ленты венков - так и не поцеловав – а отец видел - того мертвеца...

Он отыскивал на чердаке книги для сына.

И первая: “Если звезды зажигают...” - с оторванною обложкой.

Будто - подаренные внуку еще отцом отца...

А что от другого деда оставалось в нем, в доме которого С-нов прожил несколько дней? С бабками на Ивана-Купала стерег поленицы дров: их все равно разваливали к утру, трубу печи аккуратно накрывали стеклом. “Городушки - не игрушки”, - писали в газете…

Вторая - на украинском: “Вывчай, сынку, покы нэ вывчешь” - “Биография Сталина”.

...С новой - после развода родителей - кличкой: Сонечка-Соня... Будто изменилось с фамилией – не отцовской, а материнской теперь - что-то и в нем.

А третья... -

(“...Дед твой умер на Соловках...”) -

“Молодежи о Красной Армии” - с вложенным (март пятьдесят третьего)...

(“Уж не знаю точно - когда...”)

...газетным сообщеньем о смерти.

И с мальчиками постарше С-нов расстреливал почти все патроны из даренного дедом коробка. Начинив кучу хвороста - не могли отыскать потом даже гильз: их крутило и разбрасывало во все стороны.

Страх и звук.

…Так что же и чего больше из отброшенного и вовсе, казалось, бесследного в мире – не исчезало, и длилось, и было теперь, вытесняя его, им самим?

 

        Читайте также:

ИГОРЬ ВЕГЕРЯ. ПРОЗА.

      Найти: на
ЧИТАЙТЕ: https://demetrius-f.narod.ru/index.html
Обновления

Книга Экклезиаста

Септуагинта

Письмо Аристея

Афины

Александрия



Hosted by uCoz