Игорь Вегеря - КРИПТО - Продолжение 3 ДеметриусДеметриус
»ЖИЗНЬ     »УЧЕНИЕ     »СОЧИНЕНИЯ     »ЭПОХА     »ССЫЛКИ     »АВТОР САЙТА     »МЕНЮ БЕЗ JAVA    
 
   

© И.И.Вегеря, 2006




ИГОРЬ ВЕГЕРЯ

 

К Р И П Т О

р о м а н

© И.И. Вегеря


18.

Равжин отпер дверь в темный по-прежнему дом. Не включая света, прошел в ее спальню, сел у окна. Улица была пуста. Он вздрогнул от холмика на кровати... Мельком непроизвольно взглянул на часы... Женщина лежала, укрыв ноги краем отвернутого покрывала. На правом боку, лицом к стене. Видно было, как поднимается и опадает ее плечо.

Равжин опять сел. Потянул за полотно, стараясь беззвучно задернуть шторы.

Что же случилось? Хорошо, что он позвонил сменщику, просил отработать в ночь. Даже говоря в трубку телефона, смотрел через стекло будки на разинутые двери троллейбуса. Где разминулись?.. Он высчитывал - и Мария говорила сама: приду в четыре.

Восемь.

Девять...

Равжин вышел в соседнюю комнату и включил свет. Взглянул вновь на положение стрелок.

Десять.

Рыбак над кроватью опять удил рыбу.

Женщина шевельнулась и легла на спину.

- Принеси мне, пожалуйста, пить.

Открыв глаза, смотрела она в потолок.

Равжин вернулся из кухни с чаем. Мария села на постели, приняв чашку.

Опять легла. Равжин отставил питье на подоконник.

- Я думала, ты на работе. Поехала не в ту сторону. Какие-то цыгане... Откуда они?

- Тут целый поселок. Недалеко.

- Тут?.. Нет. Я заблудилась. Какой-то жуткий старик.

Колючие неприятные глазки. “Болеешь?” - “Нет”. – “Болеешь...” Она поняла: ей не выбраться одной. Сделалось так холодно...

- С-нова даже не станут защищать. Мне сказали: просто никто не согласится...

- Почему?

- ...Та студентка... В ее легких обнаружили сперму...

Равжин смотрел на вздувшийся живот женщины. Если родится девочка…

- Я не верю. Мне смеялись в глаза - никаких доказательств. И - эти руки... Я подумала... Меня обыскивали там...

Она замолчала.

Руки - по груди, животу, бедрам. Девочка или мальчик?..

- Я не могла вымолвить слова. Понимаешь... Они даже обком поставили так... На этой площади. Плиты. Ни деревца. Шире и шире. Как будто... Мне показалось: там наверху...

- Ну?

- ...Там пулеметы...

- На козырьке?

- Что?

- Над входом. Краешек нарочно загнут вверх...

- Мне только показалось... Два милиционера... Один трогал для важности пистолет... Как будто, - Мария коснулась взглядом своего живота, - здесь подушка... -

- А ты?

- …разжалобить их...

- Ты никогда не хотела взорвать?..

- Взорвать?..

“Вот чего боялись... Из автомата. В его полированную рожу...”

- Взорвать мир... Все равно: звезда Полынь... Разлететься. Атомами... Чтобы - это будут частички нас - соединиться потом...

Как нельзя уже здесь... Слишком многое... Вот откуда неодолимость зависимости и зла - невозможность прожить (и понять) жизнь другого... Чреватость - каким будущим? - ее живота... Что для мальчика - сказать сверстникам: всех вас - в рот... Еще Петр Первый... Лишь след... Отца. Истекшее из него и принятое другим. Нет. В чем и разница - для девочки - другой. И потому не только ведь жалость должна в Марии...

…Через площадь, по лестнице, затем - в кабинете. Никогда не видел той студентки, и потому - словно голая она - смотрел на жену С-нова. Одни в комнате. Бесполезно - и растопыренными пальцами по шкуре лица... Поверх наведенного в переносицу пистолета... Или: только посмей, здесь у меня бомба… Рукой - будто коснется сейчас ее: живота? лица?..

Невозможное уже... 3десь?.. В целом мире?..

“...Болеешь?..”

“...Нет!”

Лишь во взгляде обросшего бородой цыгана и той сгорбленной старушонки – какая разница? Являются и пророчат: чему быть...

Чему не бывать?..

Только однажды: чужая, вошла в чужой дом - будто знала: как от накола - кровавая точка на руке матери, и: вдруг стрелой - к плечу, к сердцу... “Ну, кто-то позавидовал твоим рукам... Если б не я...” - шепча, оглаживая руку...

И так же - вмиг - исчезают.

“...Болеешь...”

“Нынче зимою умру. Жгла бумагу - видела...”

Мать носила на кофте булавку головкой вверх.

В сущности - ремесло. И может, ожидала бабушка: девочка... Входила, и легко становилось Марии с ней... Но захотела научиться лишь одному – взяв поясок... “Черт, черт...” - все равно: умилостивить, склонить, - “поиграй, и...”

Он глядел...

Рыбак, удочка. Рыба: каменным готовым взорваться брюхом - к поверхности воды.

Невозможно - всё то: во Вселенной, где от разорванного тебя к тебе будут идти лишь знаки неминуемого итога... а если любили уже Марию: С-нов... - невозможно: всё, что случилось когда-либо не с тобой?..

- Послушай...

- Что?

- Я поняла. С-нов думает: я изменяла ему...

Что?..

................... - как он и сам наблюдал: через черные размокшие огороды...

Первые.

Вместо слов.

Слова.

Прикосновения.

Белый дымный наряд...

Что могли видеть и знать о них другие...

Что помнила она: в свадебных одеждах. Мимо только отстроенного столпа обкома. Уже запоминали их: в служебном молчании? Грубо смеясь? - готовые облапить. Но - и всерьез обыскивая. Кожаный футляр оттопыривался, задирая край кителя...

Пистолет?

Не упустили бы осмотреть в отдельной комнате тщательнее…

(“Незаконное ношение...”

“Только храненье”.

“Если учесть...”)

Могут ли придти с обыском и сюда?..

Мария посмотрела на Равжина.

Едва ли. Если интересна им не она, но – тот, кто прилепится к жене своей...

Прилепится и отлепится. И перелепится.

(“При попытке пронести...”)

(“В целях передать...” - ?)

- Я хочу попросить тебя... Спрятать одну вещь... Выбросишь - если вдруг...

Она придвинула к шкафу стул.

На котором: ее халат...

Ее ноги - когда потянулась словно к стопе газет наверху.

Ее колени...

Он всегда отводил взор.

...маленькие и быстрые. Случайно: вместе с Марией и С-новым смотрел телевизор - она встала пожелать доброй ночи...

Теперь нога в сгибе образовывала усталый почти развернутый угол...

Но чего не случилось, а Мария не хотела никакой чужой помощи – Равжин мог: поддерживая под руку, вести ее, вводить в белую казенную комнату...

Переодеванье за ширмой...

Взвешивание?..

Обмер живота?..

Обязательные ненужные вопросы:

“Первые роды?..”

“Замужем?..”

- Вот, - Мария наклонилась, передавая сверток. Тот, что видел Равжин уже - рядом с магнитофоном: прозрачный полиэтилен; голубая тряпка внутри.

- Что это?

- Пистолет... Отца... Долго объяснять...

...Пистолет?..

- Я нашла, когда мы уезжали из дома...

Которым пугали в детстве его?.. “Сейчас мы и застрелим тебя...” Девчонки... Он посмеивался... Отчего: уже шестилетнего, так не любили его?.. “Сейчас достану на шифоньере пистолет. Папка привез из армии...” Дрожа - когда с рукой спрятанной за спину, девочка выходила опять к калитке. Со всех ног он срывался бежать к дому.

Как всегда - вынуждаемый...

При попытке...

(“Это ваш муж?..”

“Прежде не прерывали беременность?..”)

...С пятого на десятое... Лишь бы - скорей ему: “А вы, молодой человек, идите...”

“Иди, иди...”

С ее пустой одеждой в руках. Стоять: в траве? на снегу? - глядя через окно в комнату, где женщины улыбаются немо тайнам друг друга.

А если - на улице, за окном – не Равжин, а - ?..

(“Кто же отец ребенка?..”)

Стук - изнутри - в стекло.

Взмах рукою: иди, иди...

…………..

- Мария, скажи, а сколько еще ждать?..

- В октябре.


19.

Но чего, не понимал С-нов, от него хотела Мария?

Почему – “Тоже будешь стараться забыть”, - не смела доверить не прошлого, но - будущего своего?

Чтобы - стал он, как брат?..

“А мы знали уже...”

Невозможное.

“Но было и еще…”

Мать обо всех гаданьях рассказывала Марии.

“Зачем? Зачем?..”

Не думать - что из пророчеств имело теперь через Марию отношенье и к С-нову? Или - Мария сама впадала в зависимость от него?

Сумы и тюрьмы?..

С-нов отвернулся к стене.

Лучше ли узнавать о неминуемом чересчур поздно?

Вот откуда в ней святость и боль. Преодоленье известного. В любую секунду - вдруг:

Ее брат...

Который: был или нет?

Называла то так, то иначе: брат, Виктор. Но С-нову казалось: еще и другое имя. Образ расщеплялся. А они только намеревались впустить в собственные сокровенья друг друга.

Достраивал дом. Техникум, институт...

“У тебя один брат?”

“Конечно”.

Запутывался и потому, что разными были отцы у Марии и ее брата. Лишь позже - листая книгу: “Сержанту...”

Чужая фамилия.

“Книга Виктора... В первый раз мать вышла замуж в войну...”.

(Угоняли в Германию. Семейных не трогали. Мать уехала рожать в деревню к сестре. После войны развелась.)

Брат был и не был. С-нов думал, что тонет, захлебывается в чужом потоке, а его и старательно обводили вокруг исчезновенья. Словно: его брат, его собственное прошлое...

“Я ничего не боялась тогда...”

“Мне страшно...” - теперь.

Прижимаясь к С-нову, вновь обретала то, что страшно терять?

Или ужас того дня не отпускал до сих пор?

...По очереди стояли у калитки Мария и мать...

Знали уже? - вглядываясь в туман и тьму...

Мария училась в восьмом, а он - С-нов высчитывал: в эту зиму... Значит, помнил и тот самый туман. Вот что оказывалось неожиданным.

Задерживаясь, брат всегда предупреждал их.

И воротясь из милиции – “Взрослый неженатый мужик...” - они пошли к гадалке еще раз.

Есть маленький домик у воды. Там и ищите. Не хотела ничего больше сказать. И теряясь под черным тяжелым взглядом, не знала, как отблагодарить ее, мать.

Оставила деньги на табурете или подоконнике - они уже вышли со двора, когда выскочила и бросила скомканную бумажку через забор гадалка: “За покойников не беру...”

Розыск, сказали, начнут только через три дня...

И – собрались соседи: с какими-то самодельными баграми. Шел дождь. Неумело подтаскивали его к берегу; неосторожно ударяли, и царапали, и ранили его.

И сказали еще: он сам...

Сам хотел этого?..

“Ему не из-за чего было…” - твердила мать.

…Вечером он возвращался с другом от своего отца. Расставались, как обычно, у клуба. Не было и двенадцати.

“Тебя проводить?”

И в чужом живом голосе еще угадывалась утром улыбка брата: “Так и будем провожаться с тобой до утра?..”

Хотел сам – не прикрываясь ни чьей, взятой взаймы жизнью, - идти…

Почему же думали все – уходить?..

Даже учительница, влюбленная в него, - на уроке: “Так напиться... У самого дома захлебнуться в канаве…”

Канал - канава... Любовь - не любовь…

“А ты? Что же ты?..” - спрашивала Мария одноклассника - того самого: за одной партой, любовь до пятого... Впрочем, говорила, у него, кажется, до восьмого. А ей как раз исполнялось тогда пятнадцать. – “Что же ты? Промолчал?..”

Все перепутывалось тогда.

Даже праздник, который не отмечали уже в декабре.

Маленький домик у воды...

Женщина, что дежурила одна праздничной ночью на буровой. Ничего не хотела говорить. Потом призналась: слышала шум. Тех было трое... Не выходила. Не видела ничего. Был туман. Но: трое? По голосам?.. Ее припугнули потом?..

“Завтра расскажу все в милиции...”

Рассчиталась и уехала.

Мария бродила вдоль канала одна, отыскивая то, чего не было на брате в тот день, когда влекли его к берегу, и ранили, и царапали ржавым багровым железом.

И ночью - впиваясь ногтями в С-нова:

“Я нашла его шарф. В клочья... Ты понимаешь?..”

Но только и можно было - обнять...

“Его душили, а он... зубами...”

И С-нов сказал: “Я помню тот туман. Я шел в школу...”

А потом Мария нашла письмо - брат писал женщине: он знает, что немного осталось уже. Но - он достроил дом. И сестра вырастает в такую барышню. Сама увидишь. Он словно оправдывался: конечно, он нужен бы еще год или два всем... И спрашивал: а как твой сынишка? Ты говорила - он ложится на диван: “Я делаю открытия...”

Его словно предупредили уже. И брат скрывал - прежде плескался над тазом в кухне, а теперь случайно толкнула дверь - он закричал на нее: свежий шрам на спине.

Видели: его друг? та женщина?..

Брат только прощался. С отцом. Со всеми...

Какая разница: помнил ли С-нов?.. Он помнил только утро следующего за праздником дня. И - что еще?.. Туман. Что никогда больше - такого тумана. И тут же - какой-то редкий мороз: отменяли уроки. И - ветер, что поднимал платья девочек на ступеньках у школы... Мария называла: “юбка на голове”... Рыженькая заплаканная девчушка на лестнице...

С-нов спохватывался. Не проговаривается ли он? Вот чего еще могла не простить Мария: рыженькой девочки, взлетающих школьных платьиц, детской молитве о морозе - всего, что непредсказуемо и непоправимо являло себя из тумана. С-нов даже не помнил: что - не вытесненное, как у Марии единственным – “Шел в школу... Туман... Девочка на ступеньках...”(?) - смел выговорить всегда и кроме тумана.

...Не сама рыженькая школьница - важно, что возникала она в его памяти. И Мария не стала б домысливать: швырнула недоеденным пирожком в С-нова, а он пнул ногой цветочный горшок, что несла девочка в сетке; не оглядываясь, только: словно хруст скорлупы за спиной – всего этого и другого, что знал С-нов, а Мария могла лишь угадывать. Но: в тот миг, где было место только ее брату, С-нов думал и о себе...

И думал еще, и не мог знать, о ней.

Он только помнил каждое слово Марии.

“Сбегали с уроков”.

Указывала и дом, где отсиживалась с двумя одноклассниками.

Который же?

Из них?

Но и это связывалось с ее братом.

Тот один...

Та учительница.

Горела школа.

Вот что соединялось неожиданно.

Проплешина в камышах.

Мальчик с факелом.

Кто же?

Теперь.

Когда: сбылось или не сбылось?

И: “Ты тоже будешь стараться забыть”.


20.

Мария вытягивала желто-рыжую нить из рук Равжина - укутывая исчезающие сферы шерстяного клубка.

- Если постирать, свитер обязательно сядет.

Пустые оболочки. Бывшие - спина, грудь, рука(в)...

По одному слову - обнаруженное в легких - должна была Мария воссоздавать...

- Всегда: мало либо велико... В первом классе я шила подруге сарафан.

Разрывая - невосстановимо и ежесекундно?.. Ее пальцы: ее или Марии?

Губы.

- Подружка тоже росла без отца. Грязненькая, серенькая.

Вымученно улыбаясь.

- Приодела ее в красный сарафан…

Она сидела на диване, Равжин - на стуле лицом к ней.

- Как же - дочка портнихи. Соображала - лучше кроить с запасом. Сметаю - распорю, опять соберу “на живую”. Потом - сарафан уж не выходит, давай шить юбку... Мать вернулась - я изрезала весь кусок на ленточки, трусики только и получились.

Равжин представил: красные - лежали возле швейной машинки. Или - на спинке стула. Девочка примеряла их в соседней комнате.

- Ненавижу шитье...

Правой рукой Мария наматывала на кисть левой полосу шерсти... Его спина... Ряд за рядом - приближаясь к сопряженью с воротником.

По синей тонкой жилке Равжин поднялся взглядом к шее, волосам Марии.

- А у меня ухо... Я только заметил.

- Что?

- Словно откушено... Правое...

Она засмеялась.

- Как пройма. Хоть рукав пришивай.

Положила на пол клубок и дотронулась пальцами до уха Равжина.

Ее рука - в... Ее живот...

Ежесекундно неуловимые поверхности.

Равжину вспомнились чьи-то - без принадлежности - голоса.

Спиной к телевизору.

Мальчик или девочка?

Падая, он оперся о жесткую спинку стула. Полет призрачных сфер - побег сознания - от чужого прикосновения к обрубленной раковине его уха...

...рот...

Он опустил глаза.

И - распахнувшиеся полы ее длинного халата. Острая быстрая коленка.

- ...Где-то оставила сережки.

Мария ощупывала уже мочку своего уха.

Халат распахивался и распахивался.

Она пересекла комнату, заглянула в ящик под телевизором.

- Я умывалась утром...

Поясок, который слишком высоко охватывал одежду над животом женщины.

...Хлопнув дверью, Мария вернулась в комнату.

“Черт-черт, поиграй...”

Он напомнил - то, что рассказала однажды сама... Поясок. Который обязательно – поясок от того, что носишь... Обвязанная им ножка: стола? Стула - на котором сидит он в этой комнате?..

Мария отмахнулась в ответ.

- Найдутся еще.

Опять взяла в руки клубок.

Усыновить? Удочерить?.. - подумал вдруг Равжин. Ребенок... Даже не зная - чей?..

Он уронил с колен шерстяной вывязанный лоскут. Поднимая, как бы случайно коснулся рукою руки.

Иное - напряженное - молчанье в лице Марии.

Другая комната?.. В распахнутых дверях которой - решительно-нерешительный, стоял он. Стул у никелированной спинки кровати. И осенью, в октябре - пурпур и багрянец - из окна: завеса лесопосадки вдоль железной дороги. Обвисший халат на стуле. Небрежный, со следом распущенного узла поясок - яркий поверх открывшейся изнанки...

Равжин ощутил боль в руке - в кончиках натертых шерстяной нитью пальцев.

- Погоди.

Он опустил вязание на колени.

- Устал?

- Скажи, у тебя есть что-нибудь пить?

- На кухне.

Он вышел.

Налил из банки и глотнул чуть закисающего компота. Вспомнил горьковато-стерильный вкус раствора марганца на губах - вернейшее армейское средство...

...Внимательно и немо - оторвав взгляд от клубка.

А если ребенок - ничей?.. Если она просто хотела: мальчика? сына? И усыновить его - все равно, что собственное дитя, о существовании которого ты не знал. “Папа... кто?” Папа. Приход. Возвращение.

...Он только распахнул дверь. Комнаты в доме не запирались. И позже Мария и С-нов придвигали к двери стулья - дабы случайно... Быть может, жильцы и сами просили зайти его среди дня. На стук Равжина что-то крикнув из комнаты. Достаточно было голоса, о котором и не подумаешь:

“Нет...”

Он распахнул дверь. Мужчина и женщина лежали на кровати.

Лежал мужчина. Мария - на коленях. Обернулась замедленно: вопросительно? удивленно? Не было смущения собственной наготой. Даже не повернул головы С-нов. Так и лежал бессильно - смятый желаньем Марии...

Кто же мог выкрикнуть воспрещающе: ...

“А если ребенок ничей?..”

...Иметь.

И столько тягучих секунд прошло, прежде чем, прикрываясь, потянула одеяло к себе - Мария.

“...Девочка?..”


21.

Равжин выгреб из сна. Он увидел черную нерасчлененную тьму. Ничего - кроме страха и холода взмокшего своего тела. Женская, с нежной кистью - либо чересчур ухоженная мужская - рука...

Никого в комнате?..

Пальцы, что сжимали секунду назад его горло.

Глядя в направлении возможного выключателя... Вдвойне бессмысленно: движением страшась выдать себя - если: всего сон... А значенья исполнена только длительность до назначенного тебе?..

Он помедлил еще, прежде чем с замиранием переместил свою руку к краю постели. Какой-то звук - будто: “Ха!..” Смех?.. Равжин резко опустил ноги, достигнув - щелкнул...

...эмалированная с круглой нашлепкой конфорки - электроплита; поверх расстеленной на кухонном столе газеты - книга, полка с посудой.

Настороженно: тьма за окном - Равжин сделал шаги назад.

Влажные холодные простыни. Он расплел их.

“К худу?..”

Он понял только теперь: упущенное...

“К худу или к добру?..” - слишком длинно, чтоб выдержать человеческому дыханью.

Вслух и бесцветно Равжин повторил: “...или...” - не опасаясь почти необратимости ответа. Насмешки. Голоса...

…………

“Ты-то откуда знаешь?..”

“Старики говорили...”

- Да, давил он меня. Помнишь, когда с тем “жигуленком” - хотели записать, что я пьяный...

- Когда поменяли трубки?..

- А он говорит:

“Ну, не бойся...”

…………

- К худу или добру?..

Стол. Книга на столе. Дверь, крашенная половой темной краской.

Тягостно и однообразно. Тягостно и однообразно – как сон: “Масло прогоркло...” - во сне: водитель неисправного автомобиля: не заводится – “Масло...” - “Прогоркло?” - “Ха... Откуда ты знаешь?” - “Масло прогоркло...”

“Не доверяйся любви...”

Голос, что снился ему. Или - разбуженный голосом?

К худу?..

“...как бы ни были прекрасны ее приметы...”

Значит, дело совсем не в ней? Не в одной только любви?..

Захотелось вдруг - выйти, смешаться с толпой. Сквозь тьму - отражаясь в стекле, как в неразумном глазу собаки - звезда...

“Не доверяйся...”

Обратив внутрь себя и комнаты -

... горбатилась на столе книга. Равжин раскрыл ее. Заложенный деревянным обломком спицы, лист серел сплошным текстом. Буквы и слова. Буквы и слова. Лишь контур иллюстрации с предыдущей страницы проступал еле-еле.

Равжин перевернул лист.

Две женщины.

(Глядели на него.)

Две женщины...

На развороте. Слева - в полный формат репродукция. Справа - увеличенный фрагмент: голова, плечи; глаза, нос, губы - намеренно выделяя загадочную для всех улыбку.

Только…

Равжин приблизил взгляд вплотную к портрету.

Только - улыбки не было... Жесткий испытующий тебя взор. Грубо очерченный вырез рта. Где-то встречал он уже - очевидная чуждость, приделанность функционального отверстия… Телесеансы одетого роботом экстрасенса?.. Но у женщины на картине один угол рта был слегка вздернут вверх.

Равжин отстранил изображение. Не отрываясь взглядом от репродукции, он возвращал горизонтальное положение книге. И чем сильней наклонял листы, тем менее плоским и вытянутым становилось лицо женщины - нежнее и мягче. Опрокинутая навзничь, женщина взглянула на Равжина с какой-то скользкой, почти дружелюбной усмешкой.

Загадка?..

Не в том ли, что следовало глядеть в ее лицо только снизу вверх?

Равжин поднялся со стула.

Уничтожающим залпом моноглаз. Две Лизы... Равжин метнулся с правой стороны разворота к левой.

Вдруг - голова... Словно чужая на шее - голова какого-нибудь Дюрера. Или - все же ее? Еще - руки...

Равжин коснулся пальцами своей шеи у подбородка...

Но... - плечи... Немыслимый разворот: тела - в одном, головы - в другом направлении... Точно составленная из плохо пригнанных друг к другу частей... И - совершенно тарковский пропащий мир за ее спиной...

Равжин поспешно отбросил несколько страниц.

С тем же неестественным разворотом, но, не доискиваясь хотя бы твоего взгляда - в сторону, прочь...

Цецилия.

(Со зверем на руках...)

Апостол.

Из абстрактного пространства - взирая сверху на город (на храм?), одновременно вмещенный в его собственное тело. Из контуров подмышки - зверек: тот самый, что и у женщины, - выглядывал острой мордочкой: две точки-глаза?..

Бред?.. Скверная копия?..

Равжин перевернул - быть может, сразу сотню страниц...

Нагая черная женщина лежала на песке. Отвернувшись лицом к – “А ты ревнуешь?..” Равжин видел только: ..... Он отвел взгляд: море и пальма, коричневый плод кокоса. Казалось, художник нарочно прописывал неровности на скорлупе. Так не рисуют дети – но взрослые: увлекшись деталью. Этюд рук, ног, живота, набросок головы. А все проще и примитивней: точка, точка... Он увидел два внимательных остановленных глаза. Взгляд подвешенного на ветке плода. Закостенелость завершенной поверхности. Нос... Губы и подбородок были смазаны. Растрепаны, спрятанные в пластмассовой широкой листве, кудряшки волос. Жалкая и страшная копия...

Он прочел надпись под репродукцией. “Музей им. ......”. Все равно - ее не было тогда. Не могло быть... Под колесами?.. Девочка и мать?.. Как девочка, что через тридцать или, может быть, сорок лет становится точной копией матери... И дальше, потом... “И родится девочка...” Откуда-то Равжин знал уже - решаясь: однажды и навек - прежде всего, должен увидеть ее мать... Дочь. Мать - дочь. Без конца. Лелеемая на руках, таит уж в себе...

Как из скорлупы прорастающая… Матрешка в матрешке... Равжин посмотрел опять на картину: прародительница? праматерь?.. Но и Христос должен был бы родиться девочкой...

Боль пронзила на миг.

Равжин раскрыл ладонь. Тонкая полированная палочка, обломленная с одной стороны.

...Поскольку неотменимы начала и концы, и всякий конец есть только начало иного. Знак потребности в... Звезда. Вифлеемская. И - звезда Полынь. Сведенные в одну недостижимую точку - где...

Вначале было желание?..

Равжин смотрел на темноту за окном, на стол, книгу на столе, спицу в ладони.

“...И родится девочка...”

Откуда приходили к нему слова?

Достаточно ли одного только желания?

“...И не узнает отца своего... И звезда падет перед тем к ногам. Но не причинит ей горечи и вреда. И зачнет новый мир в себе... Подобно... Как... - он проборматывал. - Как две женщины: мать и дочь. И не пресекутся, их дни, не рассыплется до поры цепь...”

Но та черная...

Ее лицо было и не было на картине. Точка, точка... Были: пальма, море, песок... Не той женщины лицо; даже по спине ясно: все в порядке с невидимым постороннему глазу ее животом.

И Равжин сказал себе: да, он убивал там...

…………

- Откуда ты знаешь?..

…………

- Прогоркло...

…………

Это оказывалось убийством и потому, что женщина не могла желать своего “не быть”... Ее убили... Только мужчины живут собой будущими, и если впереди им видится нечто жалкое… А женщина творит будущее из себя. И ребенок - неравнодушие, связь ее с миром. Не потому ли: не доверяйся любви?.

Он ощутил (представил) опять нежное прикосновенье к своему кадыку - возможность, даже предписанность ее мести теперь?.. Невидимой (черной?) рукой.

...Удочерить?..

Ребенок - и есть неприятие женщиной самоубийства?..

И Равжин тихо и отчетливо сказал еще раз: да.


22.

…………

ОН. ...А если после всего этого?.. (Непродолжительное молчание.) Вам не приходит в голову, что?..

ОНА. ...

(Но прежде - то, что делает разрешимой саму ситуацию.)

Магнитная лента слышно трется внутри кассеты.

(Купе на двоих. Или - купе, где рано или поздно остаются ОНИ вдвоем. ЕМУ даже выгодно неодиночество в начале - так легче узнать ЕЕ имя. Скажем, еще две женщины, которые выйдут за час или два до конечной станции. Две женщины помогают ЕМУ, поощряя улыбками легкий дорожный флирт. Принимают его за начало любви, сами расспрашивают девушку? Медленный пассажирский поезд...)

ОН. Сколько вам лет?

(Прикидывая на глаз: восемнадцать? Девятнадцать? То есть, ОН предпочел бы и меньше... Смущение, упор опущенных вслед за тем глаз.)

ОН. Как вас зовут?

(И далее:

- Фамилия?..

Или - студбилет, забытый на столике купе. ОНА выходит переодеться. Нет, вначале выходит ОН. Еще две женщины - втроем остаются в купе. ОН смотрит из коридора в окно - не замечая пейзажа.

Затем - ОН в купе один. ЕЕ студбилет с вложенным внутрь билетом на поезд. Он торопливо прочитывает: фамилия, имя, отчество, факультет и курс... Для верности записывает на бумагу - чуть позже, переодевшись?.. Спустя час - по памяти?

ОН вспоминает недавнюю статью в газете. Как ребячливо: поджидать школьницу у подъезда, просить ради бога стакан воды... Когда достаточно: номер школы. Полученное простым наблюдением: квартира, в которую входит она, фамилия на почтовом ящике... ОН не был тем. Уже в квартире, выпив воду, тот связывал руки девочки. По тому, как медлила школьница на улице, знал: в доме никого. А поднимаясь в лифте, поверял окончательно свой расчет: кто зябнет от страха, но достает из кармана ключ… Улыбался смущенно - единственное оружие: отцовский ремень просил у самой девочки...

Для НЕГО - чересчур прочная и грубая связь.

Все возникало из слова - слова ЕЕ имени. ОН намеренно упрощал задачу: купе, студбилет. Иначе: просить телефончик, отыскивая по номеру фамилию в справочнике? - играть влюбленного, увлекаться игрой? Влюбиться ОН мог и на улице - не хотел как раз даже малого чувства. Но - и не грубого подавления: школьница? студентка? Другая игра... ОН избирал: единство места и времени. Даже - металлический прямоугольник номера на полукартонной перегородке вагона... “Могу сообщить дополнительно... Вы провожали ее?..”

Купе.

ОНИ сидят друг против друга.)

ОН. А вам не трудно учиться? Вы собираетесь стать механиком?

ОНА. Откуда вы знаете?

ОН. (Смеется).

ОНА. А... где работаете вы?..

(Начиная подозревать? Проявляя обычное любопытство?)

ОН. На лакокрасочном...

ОНА. ?..

(Оставаться серьезным, если случай более сложен: студбилета нет на столе - необходимая правда ЕЮ еще не высказана.)

ОНА. А... если не секрет?

ОН. Сборщиком. Лакокрасочных композиций.

(В голосе - откровенная издевка. Впрочем: бывают всякие сборщики...)

ОНА. А ваша фамилия?

(Спрашивает в лоб, желая защититься. Но: поздно.)

ОН. П-нин... Вы понимаете, что я лгу?

ОНА. Лжете?

ОН. Вы разве не допускаете: после всего этого?..

(ЕМУ следует оценить окончательно: повелевают теми... В любую секунду может еще улыбнуться ОН: “Я пошутил”. В худшем случае оставшийся час пути ОНИ проведут в молчании.)

ОН. Скажем, я напишу письмо вам домой. Мне известны фамилия, имя... Верно?.. По ним не сложно установить адрес. Вы замужем?.. Напишу мужу... Впрочем... Еще лучше - в институт. Студентка …...., учебная группа АБ-34...

ОНА. Письмо?

ОН. Да. Что такого-то числа, поезд номер ..., вагон ..., место ... - по понятным причинам не называя своего имени, я вступил в интимную связь с вашей женой (студенткой). Далее - ваше имя, фамилия. Далее: с некоторых пор я подозреваю, что инфицирован вирусом СПИД (приобретенного иммунодефицита)... Такое письмо. Не стану пояснять, что все попытки доказать обратное - ведь можно оставаться и “девушкой” при некоторых контактах... А перехват писем... Их можно отправлять ежедневно. Даже - на адрес соседей...

ОНА. Чего же хотите вы?..

ОН. Я?.. Может быть, вы хотите как-то предотвратить? В нашей стране: одно подозрение на СПИД - если даже не подтвердится…

ОНА. Что же мне делать?

(И теперь – выговорить…)

ОН. Ничего особенного. Переодеться. Не потом, а сейчас... Я останусь в купе.

ОНА. А если?..

ОН. Я не даю расписок. Остается поверить на слово.

ОНА. Но...

ОН. Если не согласитесь вы?.. А потом?.. Может быть – даже самоубийство…

(Молчание.)

ОН. Собственно, решать вам. На мне - вы хотите знать? - это никак не отразится. Меня не найдут...

(ОН заранее позаботился: сугубо частная поездка. Никаких билетов к отчету о командировке.)

ОН. И потом... Думаете, напишут во всех газетах?.. Я даже не узнаю.

(Им не сказано ни слова неправды. Лишь – “допустим” и “если”. Не станет писать ОН и писем - избегая привязанности. Дело женщины: согласиться? Нет?.. Удовольствие уже - следить за ЕЕ лицом, даже отвернувшись к окну - за голосом, которым вымолвит ОНА “да”. Слыша в словах ЕГО больше, чем сказано, готова она к унижению - только б не узнали другие.)

ОН. Пожалуй, я отдерну на окне занавеску.

(Магическая черта: ЕЙ не меньше восемнадцати. Взгляд - под ноги. Лицо: алое или, наоборот, мучнисто-белое. Но - и не больше двадцати. Тонкие перегородки стен, дверь, окно... Человек сходит с ума от сосредоточенности на себе.)

ОН. Я даже выйду. Но не стану закрывать дверь.

(ОН не уверен в ЕЕ благоразумии.)

ОН. Прикрою, если будут идти.

(Объясняя: “Там переодеваются...” Пожалуй, ИМ предусмотрено все. ОН смотрит в купе - ЕГО видят стоящим в коридоре.)

ОН. Когда разденетесь, уложите все... Халат - в сумочку...

(Даже если станет ОНА имитировать изнасилование...

СЛЕДОВАТЕЛЬ. В вагоне слышали крики пострадавшей.

ОН. Но никаких следов...

СЛЕДОВАТЕЛЬ. Это говорит лишь о том...

ОН. К тому же, ЕЕ белье уложено в чемодане. На верхней полке. Скорей уж, ОНА намеревалась меня соблазнить.

ОН действует словом).

ОН. Достаньте теперь чемодан.

(Это напоминает ЕМУ совсем другой поезд. Плацкартный вагон, где наискосок через проход другая девушка. На верхней полке. Спиной к НЕМУ. Чуть позже – на спине: согнув в коленях и подтянув к животу ноги... ОН думал, как выйдет ночью следом за ней в тамбур...

Какой-то безбилетный студент. Забравшись на третью полку. Напротив нее. Они даже не узнали имен друг друга. Вместе прошли в конец вагона. И утром - студент вышел, она спала - не сомкнув ночью глаз, соседи по вагону думали: как подставляла губы и, может быть, в сладком нетерпении выгибалась...

Какая разница: с кем – если попутчики и попутчицы, даже не разглядели во тьме лица…

...И еще чем-то это напоминает ЕМУ сон. Тоже - поезд. Жена - на противоположной полке с чужим человеком. То встает, то ложится - повторяя одно только слово: “Спи-спи...” - то ЕМУ, то тому изсонному незнакомцу...

ОН наблюдает за НЕЙ.)

ОН. Теперь чемодан снова наверх.

(Какие-то механические движения. Чемодан бутафорски легкий. Главное, чего добивался - ОН не видит: ЕЕ глаз.

Более бледная и контурная, женщина отражается в оконном стекле. Граница. ОН не различает пейзажа. И может, мальчишки у насыпи, протягивают к поезду, со сжатыми в кулак пальцами, руки; поверх полусогнутого локтя - другая рука: “Вот вам всем ХРЕН...” Словно мираж, видят обнаженную женщину. На пластиковом холодном столе - ОНА нарочно водружена для них? В перекрещенных взглядах - ЕГО и мальчишек - женщина будто и в самом деле существует на поверхности и внутри запыленного двойного стекла...

Растерянная и безвольная...)

ОН. Через пять минут прибываем.

ОНА. Я...

ОН. Можно одеться.

(Для чего опять – снять с верхней полки чемодан. ЕЕ нога: сюда, сюда - вверх, вверх. В обратном порядке. А время просачивается, ускользает, и уже ясно: ничего – главного ОН не достиг... Зачем было и затевать...)

ОН. Только не нужно занавешивать окно.


23.

Они вышли из дому, когда стемнело на улице. О плоский навес над крыльцом редко и глухо бил дождь. Они вернулись взять зонт. Мария набросила, не застегивая, плащ.

- Может, сегодня не ходить? - спросил Равжин.

Мария надела капюшон.

- Ты можешь простудиться.

- Нам теперь нужно много гулять.

Улыбнулась нервной – не скажешь: есть или нет – улыбкой.

Дождь почти не был. Зонт ненужно болтался в руке. Равжин подумал: как уютно, наверное, словно ты в доме, ударяют о капюшон капли.

- Нет никаких известий от С-нова?..

Мария не ответила, и стало еще невнятней.

О чем?..

Удочерить?..

В октябре?..

Держала Равжина под руку. Он чувствовал тяжелеющий шаг Марии.

Присели на врытую у чужого забора скамью.

Именно здесь...

Она вспомнила себя и С-нова на лавочке в детском парке. В стороне катили по аллее коляски молодые мамаши. Выстроившись по двое-трое в ряд, оживленно переговаривались. Они растворялись в сумерках. Появлялись другие - уверенно-неуверенные, с огромными вздутыми животами. Приноравливая к своей походке старух молчаливых мужей... Она положила голову на колени С-нову. Цвирикали невидимые соловьи. Нужно было идти, в подъезде с отключенным лифтом подниматься на девятый этаж. С-нов гладил ее - ласково, словно котенка. Потом настойчивей и настойчивей. А она задремывала...

...на этой скамье, подумал Равжин, толстая и некрасивая - у нее была справка: излечена от дурных болезней - говорила: какие длинные у тебя ресницы, я хочу такие ребенку. Но - она смеялась над Равжиным - это передается лишь с генами...

- Нет, - наконец сказала Мария. - С-нов теперь ни при чем. Теперь нам нужно гулять.

Они поднялись и пошли.

- Ты знаешь... Я читал, - Равжин подумал опять: говорить или нет? – “Непорочное” зачатие вполне возможно...

- Что?

- Рожденье Христа... Доказано. Партеногенез у животных…

- Доказано экспертизой?..

- Что?.. Нет. Но не противоречит ничто - если начальный толчок: потрясение... Всегда рождается девочка...

Почувствовал - без следа: проваливается, исчезает его голос.

Однообразней и чаще стал дождь. Равжин открыл зонт.

- Нет, - сказала Мария. - Я думаю, это неправда. Это слова мужчины?

- Откуда ты знаешь?

Он почувствовал улыбку ее голоса.

- Видно. Слишком разные существа. Если бы мужчина мог сам рожать...

Они свернули в переулок.

...Если б мог и хотел... Мужчина хотел бы мальчика... Все равно - разрешение: итог и пропуск...

- То был бы совсем другой мир, - сказал он.

Да, подумала Мария, так же шел дождь. Не было зонта. Подолгу ожидали на остановках. Несколько дней снилось: их старый дом... С-нов сказал: поедет с ней на кладбище к брату. А там - черные, с оборванною листвою, деревья. Слишком большие и маленькие одновременно - она поняла по дате на памятнике.

...Совсем другой мир.

...До дома от кладбища минут двадцать хода. Их могли б накормить. Но дома не было...

...Совсем другой: мир без него. Вовсе без мужчин. Герои и боги – зачем бессмертным женщинам?..

Он посмотрел на Марию. Девочка... Которую станет он называть дочерью, пока...

(Или: сказала “нет” - потому, что “непорочное” может быть выгодно мужчине?.. Какому-то одному?..)

Он представил, как через несколько лет Мария придет забирать из больницы дочь. И в коридоре чужими (собственной матери?) словами: “Отдайте! Пусть хоть умрет она дома”, - станет кричать невозможное о бессмертной. (“Смотрите, она плачет”. “Смотрите, уже перестала”, - другие дети через стекло о ней... Рисуя целыми днями. Только ночью старая нянечка будет выпускать тайно в больничный сад...) Станет приходить к дочери, будто к себе самой. И больше никто не придет, и не может быть по-иному - все смертны: (уже) отец, смертен (вскоре) и брат... Что скажет об этом Мария тогда?..

“...но и теперешнее ничто, теперешняя неразрешимость, ничто теперешнее ведь не связано с тем, чего хотела тогда - глядя в лицо на памятнике...”

“...Хочу! - вот что”, - сказал себе Равжин. Необходимое и достаточное условие... Все передано и останется в дочери. Бесконечность: не бессмертия - но начал. Которые - не тьма; бессмертие продолжения: материнского, изначального - ...чего?..

Неужели тоже станет рассказывать девочка: кусок металла... Остаётся и память? Все бывшее когда-то уже с тобой (с матерью?): ржавая тяпка в саду... И - память собственной смерти?.. – неясная, беспокоящая - невозможностью обнаружить источник. Откуда? Где слышал, читал уже он: “Если хочет человек счастья, откуда знает, что возможно оно? Кто указал человеку?..”

Девочка, которую станет называть дочерью, пока не поймет та: нет у нее отца!..

Пока не скажут: “Ты не могла помнить. Тебе было, - высчитывая годы и месяцы. - Два и шесть...”

Но: именно - тяпка в саду. Воспоминанье никак не связывалось с отцом. Не было лиц вообще. Только кусок заточенного металла лезвием кверху. Медленно приближаясь - никакой возможности уклониться. Беготня взрослых, желтый бок какой-то собаки... И далее - тьма. Год или полтора. И только затем - люди...

Отец ей - никто! Ей никто - Равжин. И кем будет для себя и Марии - не в силах ничего изменить, только...

Падая и падая - дождь...

- Они возвращались уже.

Равжин подумал: а так ли случаен и этот дом - где не убирают в сарай лопаты и грабли?.. Важно не время воспоминаний, а - чем начались: ожидание вот-вот войдущей в тебя боли... Неотменимое?.. - пока не рассыпалась цепь... Чтоб не рассыпалась... Никаких других жизней?..

Падая и падая - молча и молча.

А чем начинались в самом Равжине воспоминания о Марии?..

По тропинке меж черными огородами. Растерянная - чужая здесь...

Или достаточно, в самом деле, желанья?.. Хочу! Необязательна боль - а все иные жизни уже были в Марии?.. О чем: недоговаривала? Что: узнает еще Равжин? Пока...

Сколько: пять? шесть? - лет исполнится девочке, когда у нее не станет отца?

 

        

Читайте также:

ИГОРЬ ВЕГЕРЯ. ПРОЗА.

      Найти: на
ЧИТАЙТЕ: https://demetrius-f.narod.ru/index.html
Обновления

Книга Экклезиаста

Септуагинта

Письмо Аристея

Афины

Александрия



Hosted by uCoz