КНИГА
ЕККЛЕСИАСТ
(Перевод
проф. П.И. Юнгерова)
Оригинал
текста
находится на сайте Христианский
монотеизм
Глава
1
1
Слова
Екклесиаста, сына Давидова, царя Израилева, в Иерусалиме.
2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, всё — суета!
3 Какая прибыль человеку от всего труда его, которым он занимается под
солнцем?
4 Род проходит и род приходит, а земля на век стала.
5 И восходит солнце, и заходит солнце, и к своему месту стремится, где
оно
начинает сиять,
6 направляется к югу и возвращается к северу, кружась кружится. Идет
ветер и на круги свои возвращается ветер.
7 Все потоки стекают в море, но море не насыщается: к тому месту, из
которого
потоки исходят, туда они возвращаются, чтобы идти.
8 Все вещи утруждены: не сможет человек говорить, и досыта не
наглядится глаз и не
наполнится ухо слушанием.
9 Что было, то и есть и тоже будет; и что делалось, то и будет делаться,
10 и нет ничего нового под солнцем. Кто скажет и спросит так:
“вот —
это новое”,
то оно было уже в веках, бывших прежде нас.
11 Нет памяти первым, а последующим не будет памяти у тех, которые
будут жить
напоследок.
12 Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме.
13 И предал я сердце моё Тому, чтобы изследовать и разсмотреть
мудростью всё
совершающееся под небом. Эту трудную заботу дал Бог сынам человеческим,
чтобы они увлекались ею.
14 Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот: всё —
суета и
вольность
духа.
15 Искривленное не может стать прекрасным, и чего нет, то и не может
быть
исчисляемо.
16 Говорил я в сердце своем, чтобы сказать: вот я возвеличился и
приобрел мудрости
боле всех, которые были прежде меня в Иерусалиме,
17 и предал я сердце своё тому, чтобы познать премудрость и разум, и
сердце
моё постигло многое: премудрость и знание, притчи и хитрость. Уразумел
я, что и это вольность духа,
18 ибо во множестве мудрости много знания, а кто умножает знание, тот
умножает
страдание.
Глава
2
1 И говорил я
в сердце своем: “приди, я испытаю тебя веселием, и смотри во
благо”. Но
вот, и это также суета!
2 Смеху
сказал я: “блуждание”, а веселию: “что ты
сделаешь?”
3 И наблюдал
я: не повлечет ли сердце моё, подобно вину, плоть мою? И сердце моё
руководило меня в мудрости, чтобы удержать веселие, пока увижу, что
—
благо для сынов человеческих, которое они приобретают под солнцем в
число дней жизни своей.
4
Я
возвеличил дела мои: построил для себя дома, насадил себе виноградники,
5 устроил для
себя сады и парки, и насадил в них всякие плодовитые деревья.
6 Устроил я
себе водоемы для орошения из них рощи, выращивающей деревья;
7 приобрел я
рабов и рабынь, и домочадцы были у меня, и имущество мое —
множество
крупного и мелкого скота, более всех, бывших прежде меня в Иерусалиме.
8 Собрал я
себе серебро и золото и богатство царей и стран; завел у себя певцов и
певиц и услаждения сынов человеческих — виночерпиев и
виночерпиц.
9 И
возвеличился я и приобрел мудрости более всех, которые были прежде меня
в Иерусалиме, и мудрость моя стояла со мною.
10 И во всем,
чего глаза мои ни пожелали бы, я не отказывал им и не возбранял сердцу
моему никакого веселия моего, ибо сердце моё увеселялось во всем труде
моем. И это было моею долею от всего труда моего.
11 И
посмотрел я на все дела мои, которые совершили руки мои, и на труд,
понесенный мною, чтобы совершить, и вот: всё — суета и
вольность духа,
и нет прибыли под солнцем!
12 И
внимательно разсматривал я мудрость, кружение и безумие: если какой
человек последует совету, то что он сделает при нем?
13 И увидел
я, что у мудрости преимущество перед безумием такое же, как у света
преимущество перед тьмою:
14 у мудрого
глаза его — в голове его, а безумный во тьме ходит, но при
этом узнал
я, что случай один случится всем им.
15 И сказал я
в сердце своем: и мне случится то же, что и безумнаму, и к чему я
сделался мудрым? Я тогда излишнее говорил в сердце своем, ибо и это
—
суета, что безумный говорит лишнее,
16 ибо и о
мудром с безумным не будет памяти на веки, так как в наступающие дни
всё будет забыто. Почему же мудрый умирает с безумными?
17 И
возненавидел я жизнь, потому что худым [показалось] мне дело, которое
делается под солнцем, ибо всё — суета и вольность духа.
18 И
возненавидел я всё в мире, и труд мой, которым я занимался под солнцем,
потому что оставлю его человеку, который будет после меня.
19 И кто
знает: мудрый он будет или безумный? И будет ли обладать всем моим
трудом, которым я занят был и показал себя мудрым под солнцем? И это
—
суета.
20 И
обратился я, чтобы отречься сердцем своим от всякого труда, которым я
занимался под солнцем,
21 ибо иногда
человек свой труд совершает разумно, со знанием и мужеством, но долю
свою он должен отдать человеку, который не занимался им. И это
— суета
и великое зло,
22 которое
бывает у человека во всем труде его и в произволении сердца его, с
которым он трудится под солнцем;
23 ибо все
дни его [исполнены] скорбей, и раздражения — забота его, и
ночью его
сердце не спит. И это — суета.
24 Нет блага
человеку, (кроме того) что он ест и пьет и что кажется душе его благом
в труде его, но и это, видел я, что от руки Божьей зависит.
25 Ибо кто
ест и кто пьет без Него?
26 Ибо
человеку, доброму пред лицом Его, Он дарует мудрость, и разум, и
веселие, а грешнику посылает заботу прибавлять и собирать, чтобы
передать доброму пред лицом Божиим. Но и это — суета и
вольность духа.
Глава
3
1
Всему время
и время всякому делу под небом:
2
время рождать и время умирать, время сажать и время вырывать посаженное;
3
время
убивать и время исцелять, время разрушать и время строить;
4
время
плакать и время смеяться, время рыдать и время ликовать;
5
время
разбрасывать камни и время собирать камни, время обнимать и время
уклоняться от объятий;
6
время
искать и время терять, время хранить и время бросать;
7
время
раздирать и время сшивать, время молчать и время говорить;
8
время
любить и время ненавидеть, время войны и время мира.
9
Какая
прибыль работающему от того, чем он сам занимается?
10
Видел я
всю заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они увлекались ею.
11
Всё, что
Он сотворил, хорошо в своё время и всю вечность вложил Он в сердце их,
чтобы не находил человек дела, которое делал Бог от начала и даже до
конца.
12
Уразумел
я, что нет для них лучшего, как только радоваться и делать добро в
жизни своей,
13
ибо
всякому человеку, который ест и пьет и видит добро во всем труде своем,
— это дар Божий.
14
Уразумел
я, что всё, что сотворил Бог, то пребудет во век, к тому нечего
прибавить и от того нечего отнять, и Бог сотворил, чтобы боялись лица
Его.
15
Что было,
то есть, и что будет, то уже было, и Бог взыщет гонимого.
16
И еще
видел я под солнцем: место суда, там — нечестивый, и место
правды, там
— благочестивый.
17
И сказал я
в сердце своем: праведного и нечестивого будет судить Бог, ибо время
для всякого события и на всякое дело там.
18
Сказал я в
сердце своем о речи сынов человеческих, что Бог произведет над ними
суд, и для того, чтобы показать, что они—животные:
19
ибо участь
сынов человеческих и участь животных, — одна участь их: как
смерть
того, так и смерть этого, и дух один во всех; и чем превзошел человек
перед животными? — Ничем. Ибо всё — суета!
20
Всё идет в
одно место: всё произошло из праха и всё возвращается в прах.
21
И кто
знает, дух сынов человеческих, восходит ли он вверх? И дух животных,
нисходит ли он вниз, в землю?
22
И увидел
я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими,
потому что это — доля его, ибо кто приведет его посмотреть на
то, что
будет после него?
Глава
4
1 И
еще видел
я всякие обиды, какие делаются под солнцем: и вот, слезы обижаемых, и
нет у них утешителя, и от руки обижающих их сила, а им нет защитника.
2
И похвалил я всех умерших, которые уже умерли, более живых, которые еще
живы и доселе.
3
А
счастливее тех и других тот, кто еще не существовал, кто не видел
никакого худого дела, совершаемого под солнцем.
4 И
увидел я,
что всякий труд и всякое мужество в деле, что это у людей зависть друг
к другу. И это — суета и вольность духа!
5
Безумный
сложил свои руки и поедал плоть свою.
6
Лучше
горсть, наполненная с покоем, нежели две горсти, наполненные с трудом и
вольностью духа.
7 И
я
обратился и увидел суету под солнцем:
8
живет
одинокий, и нет у него никого другого: ни сына, ни брата нет у него, а
нет конца всему труду его и глаз его не насыщается богатством.
“Для
кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?” И это —
суета и худое
попечение!
9
Двоим
лучше, чем одному, ибо им есть хорошая награда в труде их:
10
ибо если
упадут, то один поднимет сообщника своего, но горе тому одному, когда
он упадет, и не будет другого, чтобы поднять его!
11
Если двое
лягут спать, им тепло будет, а один как согреется?
12
И если
кто-либо будет преодолевать, то двое устоят против него, и веревка
переплетенная не скоро порвется.
13
Юноша
бедный и мудрый лучше старого и безумного царя, который не сумеет более
внимать;
14
ибо из
дома заключения он выйдет, чтобы царствовать, хота и родился бедным в
своем царстве.
15
Видел я
всех живых, которые ходят под солнцем, со вторым юношей, который займет
место его:
16
нет конца
всему народу, всем, которые были перед лицом их, но потомки не
возвеселятся из-за него, ибо и это — суета и вольность духа.
17
Наблюдай
за ногою твоею, когда идешь в дом Божий и приближаешься к слушанию:
твоя жертва лучше даров безумных, ибо они не знают, что поступают
худо.
Глава
5
1
Не спеши
устами своими и сердце твоё да не ускоряет произнести слово пред лицом
Божиим, ибо Бог высоко на небе, а ты — (низко) на земле.
Посему слов
твоих да будет мало.
2
Ибо как сновидение приходит при множестве забот, так голос безумного
—
во множестве слов.
3
Как только
дашь обет Богу, не медли исполнить его, — хотя нет желания у
безумных,
— а ты, что обещал, исполни.
4
Лучше тебе
не давать обета, нежели обещавшись — не исполнить.
5
Не позволяй
устам своим вводить в грех плоть твою и не говори пред лицом Божиим:
“это — неведение”, чтобы Бог не
прогневался на голос твой и не погубил
дела рук твоих.
6
Ибо при
множестве снов и суеты — и много слов, так что ты Бога бойся.
7
Если в
стране увидишь обиду бедному и продажность суда и правды, не удивляйся
о происходящем, потому что над высоким высокий, а над ними высший,
8 а
преимущество во всем для земли есть царь обработанного поля.
9
Любящий
серебро не насытится серебром, и кто не любил при множестве богатства
плодов его? И это — суета.
10
При
умножении благосостояния, умножаются и поедающие его. И какое мужество
для владельца его? Разве только власть смотреть своими глазами?
11
Сладок сон
у трудящегося, мало ли, много ли он поест, а пресыщенному богатством
никто не позволяет ему.
12
Есть
недостаток, который я видел под солнцем: богатство, сберегаемое
владельцем во зло ему.
13
И погибнет
это богатство в лукавой заботе: и он родил сына, а в руке его нет
ничего:
14
как вышел
из чрева матери своей нагим, и обратно уходит, как и пришел, и ничего
не возьмет из труда своего, чтобы пошло в руке его.
15
И это
бедственный недостаток: как он пришел, так и отходит, и какая польза
ему от того, что он трудится на ветер?
16
Ибо все
дни его — в темноте, и в плаче, и в сильной ярости, и
страдании, и
огорчении.
17
Вот я
видел доброе, что есть благо: есть и пить и видеть добро во всем труде
своем, которым занимается под солнцем, в число дней жизни своей,
которые даровал ему Бог, ибо это—его доля.
18
Ибо
всякому человеку, которому дал Бог богатство и имущество, Он дал ему и
власть питаться от него и получать долю свою и наслаждаться трудом
своим. Это — дар Божий.
19
Ибо не
долго он будет помнить дни жизни своей, потому что Бог увлекает его
попечениями при радости сердца его.
Глава
6
1
Есть зло,
которое я видел под солнцем, и оно часто над человеком:
2
человек, которому Бог дает богатство, и имение, и славу, и никто не
лишает душу его всего, чего бы он ни пожелал, но не дает ему Бог власти
питаться от этого, так что чужой человек будет питаться от него. И это
— суета и бедственный недостаток!
3
Если бы
родил кто сотню и прожил много лет, и еще умножились дни жизни его, а
душа его не будет насыщаться благом, и даже не будет погребения ему, то
я сказал бы: “выкидыш счастливее его”.
4.
Ибо он в
суете пришел и во тьме отходит, и во тьме имя его сокроется, —
5
он даже и
солнца не видал и не знал, но ему покойнее, нежели сему, —
6
хотя бы
этот прожил тысячу лет повторно, но не видал добра. Не в одно ли место
всё пойдет?
7
Весь труд
человека — для рта его, а душа его не насыщается.
8
Какое же
преимущество мудрого пред безумным? Ибо и бедный умеет поступать против
жизни.
9
Лучше
видеть глазами, нежели волноваться душою. И это — суета и
вольность
духа.
10
Если что
было, то получило и имя своё, и известно, что такое человек и не может
состязаться с Тем, Кто сильнее его.
11
Много
таких слов, которые умножают суету.
Глава
7
1 В
чем же
прибыль для человека, ибо кто знает, что благо для человека в жизни
его, в число дней суетной жизни его? Он проводит их в тени, и кто
скажет человеку, что будет после него под солнцем?
2
Доброе имя лучше благовонной масти и день смерти лучше дня рождения его.
3
Лучше
ходить в дом плача, нежели ходить в дом пира, ибо таков конец всякого
человека, и живой получит благо для сердца своего.
4
Благой гнев
лучше смеха, ибо при огорчении лица улучшается сердце.
5
Сердце
мудрых в доме плача, а сердце безумных в доме веселия.
6
Лучше
слушать выговор от мудрого, нежели человека, слушающего песнь безумных.
7
Что треск
терновника под котлом, то смех безумных. И это — суета.
8
Но обида
кружит мудрого и губит благородное сердце его.
9
Конец слова
лучше начала его и терпеливый лучше высокомерного.
10
Не спеши
духом своим на гнев, ибо гнев почивает в сердце безумных.
11
Не говори:
“отчего прежние дни были лучше этих”? Ибо не от
мудрости ты спрашиваешь
об этом.
12
Хороша
мудрость с наследием и преизбыточна для видящих солнце.
13
Ибо в тени
его мудрость — что тень серебра, и обилие мудрого разума
оживляет того,
кто от неё.
14
Посмотри
на творения Божии: ибо кто сможет даровать красоту тому, кого Бог
извратил?
15
Во дни
благости (Его) живи в благополучии и внимай в день бедствия: вот и с
тем согласно устроил Бог для того, чтобы человек ничего не нашел за Ним.
16
Всё я
видел в суетные дни свои: праведник погибает в праведности своей и
нечестивый пребывает в своей злобе.
17
Не будь
слишком праведен и слишком не мудрствуй, чтобы не лишиться тебе
разсудка.
18
Не будь
весьма нечестив и не будь черств, чтобы не умереть тебе преждевременно.
19
Хорошо
тебе держаться одного и не оскверняй руки своей другим, ибо
богобоязненным всё будет благоуспешно.
20
Мудрость
поможет мудрому более десяти владык в городе.
21
Поскольку
нет на земле праведного человека, который будет делать добро и не
согрешит,
22
поэтому и
не всякие слова, которые говорят нечестивые, прилагай к сердцу своему,
чтобы не услышать тебе раба своего, проклинающего тебя.
23
Ибо много
раз он будет лукавить пред тобою и разными способами будет озлоблять
сердце твоё, как и ты проклинал других (многих).
24
Всё это я
испытал мудростью и сказал: “сделаюсь я мудрым”, но
она удалилась от
меня
25
дальше,
чем я был. Это — глубина бездны, кто постигнет (её)?
26
Обратился
я, и сердце моё, чтобы узнать, и разсмотреть, и изыскать мудрость и
участь, и познать безумие нечестивого, и возмущение и сплетни.
27
И нахожу я
это (и скажу), что горче смерти женщина, которая есть ловушка, и сердце
её — сеть, узы — в руках её; добрый пред лицом
Божиим избавится от неё,
а грешник будет пойман ею.
28
Вот это я
нашел, сказал Екклесиаст, одну за другою, желая найти помысел, которого
искала душа моя и я не находил:
29
мужчину
одного из тысячи я нашел, а женщины во всех сих не нашел.
30
Однако,
вот это я нашел — что Бог сотворил человека правым, а они
стали
увлекаться многими, помыслами. Кто же узнал мудрость? И кто постиг
значение слова?
Глава
8
1
Мудрость
человека просветляет его лицо, а безстыдный лицом своим будет
возненавиден.
2
Уста царя храни и в словах клятвы пред Богом не будь поспешен.
3
Когда
пойдешь от лица Его, не будь стойким в худом деле, ибо всё, что если Он
захочет, сделает,
4
подобно
могущественному царю говорящему. И кто скажет Ему: “что Ты
делаешь”?
5
Хранящий
заповедь не знает лукавой речи, ибо сердце мудрого знает время суда.
6
Ибо для
всякого события назначены время и суд, посему человеку [нужен] великий
разум для него,
7
так как
никто не знает, что будет, и как будет, кто возвестит ему?
8
Никто из
людей не властен над духом, чтобы удержать дух, и никто не властен над
днем смерти, и не бывает отпуска во время войны, и не спасет нечестие
пребывающего в нем.
9 И
всё это я
видел и вникал своим сердцем во всякое дело, какое делается под
солнцем, во всё, чрез что обладает один человек над другим во зло ему.
10
И тогда
видел я, что нечестивых уносили в гробницы, и из святого уходили, и они
восхваляемы были в городе за то, что так поступали. И это —
суета.
11
Так как не
скоро бывает пререкание делающим худое, то сердце сынов человеческих
бывает уверено в них и делаем худое.
12
Кто
согрешил, то совершил худое с того времени и задолго, и я знаю, что
боящимся Бога благо будет, дабы они баялись лица Его,
13
и не будет
блага нечестивому и не продлит дней в тени тот, кто не боится лица
Божия.
14
Есть
суета, допускаемая на земле: иногда праведников постигает дело
нечестивых, а иногда нечестивых постигает дело праведных. Сказал я: и
это — суета.
15
И похвалил
я веселие, потому что нет блага для человека под солнцем, как есть и
пить и веселиться, и это — прибыль для него от труда его во
дни жизни
его, которые дал ему Бог под солнцем.
16
В этом я
предал сердце своё, чтобы узнать мудрость и узнать заботу, проявляемую
на земле, так как ни днем, ни ночью глазами своими не видит сна:
17
и видел я
все творения Божии, что не может человек постигнуть дело, которое
делается под солнцем.
18
Сколько бы
ни старался постигнуть, а не постигнет. И если бы какой мудрец сказал,
что он уразумел, он не может постигнуть. Поэтому всё это я вложил в
сердце моё и сердце моё всё это познало.
Глава
9
1
Ибо
праведные и мудрые и дела их — в руке Божией, и любви и
ненависти
человек не знает; всё пред лицом их — суета во всем.
2
Случай один праведному и нечестивому, доброму и злому, и чистому и
нечистому, и приносящему жертву и не приносящему, как доброму, так и
грешнику, как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.
3
Это худо во
всем, совершающемся под солнцем, что случай один всем, и сердце сынов
человеческих исполнено лукавства, и кружение в сердце их (и) в жизни
их, и когда они [прилагаются] к мертвым.
4
Ибо кто
постоянно имеет общение со всеми живыми? Есть надежда, что пес живой
лучше мертвого льва.
5
Ибо живые
знают, что они умрут, а мертвые ничего не знают, и нет им более
награды, так как забыта и память о них:
6 и
любовь
их, и ненависть их, и ревность их уже погибли, и нет им более на веки
части во всем, что делается под солнцем.
7
Прииди, ешь
в веселии хлеб твой и пей с радостным сердцем вино твоё, ибо угодны
Богу дела твои.
8
Да будут во
всякое время одежды твои белы и елей да не оскудеет на голове твоей.
9 И
наслаждайся жизнью с женою, которую ты полюбил, во все дни жизни юности
твоей, данной тебе под солнцем, во все суетные дни твои, ибо это
— доля
твоя в жизни твоей и в труде твоем, которым ты занимаешься под солнцем.
10
Всё, что
найдет рука твоя делать, по силе твоей делай, ибо нет ни работы, ни
размышления, ни разума, ни мудрости в аду, куда ты пойдешь.
11
Еще я
видел под солнцем, что не проворным дается быстрый бег, не сильным
—
победа, не мудрому — хлеб, не разумным — богатство,
не разсудительным —
благорасположение, но время и случай назначен им всем.
12
Ибо и сам
человек не знает времени своего: как рыбы уловляются в пагубную мрежу и
как птицы запутываются в сеть, подобно им и сыны человеческие
уловляются сетью в бедственное время, когда оно внезапно постигнет их.
13
И видел я
это — мудрость под солнцем, которая показалась мне великою:
14
город
малый и мужей в нем мало, и подступил к нему могущественный царь, и
обложил его кругом, и устроил против него большие насыпи, —
15
но
встретил в нем мудрого бедняка, который спас город своею мудростью, а
человек не вспомнил об этом мудром бедняке.
16
И сказал
я: мудрость лучше силы, но мудрость бедняка унижается и слов его не
слушают.
17
Слова
мудрых спокойно выслушиваются, лучше, чем крик безумных властелинов.
18
Мудрость
лучше воинских орудий, но один согрешивший погубит много добра.
Глава
10
1
Мертвые
мухи портят благовонную приправу елея. Малая честь мудрости лучше
большой славы безумия.
2
Сердце мудрого — одесную его, а сердце безумного —
слева его.
3
Но по
какому-бы пути ни пошел безумный, у него не достанет сердца, и о чем бы
он ни размышлял, всё — безумие.
4
Если дух
властелина постигнет тебя, то ты не оставляй места своего, ибо
смягчение прекратит великие грехи.
5
Есть зло,
которое я видел под солнцем, которое как бы невольно исходило от лица
властелина:
6
безумный
поставлен на большой высоте, а богатые находятся в унижении;
7
видел я
рабов на конях, а князей, подобно рабам, идущих по земле.
8
Копающий
яму сам упадет в неё, и кто разоряет ограду, того ужалит змея.
9
Вынимающий
камни заболеет от них, колющий дрова потерпит беду от них:
10
если
спадет топор, то он сам лицом пострадает, и напряжет силы, но
преимущество для человека — мудрость.
11
Если
ужалит незаговоренный змей, то не бывает преимущества и для заклинателя
змей.
12
Слова уст
мудрого — благодать, а уста безумного потопят его.
13
Начало
слов уст его — безумие, а конец уст его — лукавая
прелесть.
14
Безумный
умножает слова: человек не знает, что было и что будет, (и) кто
возвестит ему, что будет после него?
15
Труд
безумного озлобит его, потому что он не знает пути в город.
16
Горе тебе,
город, в котором царь твой юн и князья твои рано едят.
17
Счастлива
ты, земля, в которой царь твой — сын свободных, и князья твои
едят
вовремя, они в силе и не постыдятся.
18
От лености
обвиснет потолок и при бездействии рук появится течь в доме.
19
В смех
обращают хлеб, вино и елей, чтобы увеселялись живущие, а серебру
(смиренно) послушно всё.
20
Однако и в
мысли твоей не кляни царя и в спальной комнате твоей не кляни богатого,
ибо птица небесная перенесет голос твой и имеющий крылья передаст речь
твою.
Глава
11
1
Посылай
хлеб твой по поверхности воды, ибо спустя много дней найдешь его.
2 Уделяй семи и даже восьми, потому что не знаешь, какое бедствие будет
на земле.
3
Если облака
наполнятся дождем, то изливают на землю; если упадет дерево на юг, или
на север, то на том месте, где упадет дерево, там оно и останется.
4
Кто
наблюдает за ветром, тот не посеет, и кто смотрит на облака, тот не
будет жать.
5
При этом
никто не знает пути ветра, равно как и костей во чреве беременной, так
и ты не поймешь дел Божиих, всего, что Он совершает.
6
По утру сей
семя твоё и вечером пусть не оставляет рука твоя, ибо не знаешь, какое
вырастет, то или это, или оба равно хороши.
7 И
сладок
свет, и приятно для глаз смотреть на солнце,
8
так что
если человек и много лет проживет, то всем сим будет увеселяться, и
вспоминать будет о днях темных, что их будет много: всё грядущее
—
суета.
9
Веселись,
юноша, в юности твоей и радуйся сердцем своим во дни юности твоей, и
ходи непорочно в путях сердца твоего, и по взгляду очей твоих, но знай,
что за всё это Бог приведет тебя на суд;
10
и удаляй
гнев от сердца твоего и отринь дурное от плоти твоей, ибо юность и
безумие — суета!
Глава
12
1
И помни
Творца твоего во дни юности твоей, пока не наступили бедственные дни
твои и не пришли годы, о которых будешь говорить: “нет мне в
них
желания”;
2 доколе не померкли солнце и свет, и луна, и звезды, и не обратились
тучи после дождя,
3 в
тот день,
когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы, и перестанут
молоть мелющие, ибо их мало останется, и померкнут смотрящие в
отверстия,
4 и
затворят
двери на торжище, при слабости звука мельницы, и будет он вставать на
голос птицы и ослабеют все дочери пения.
5 И
на высоту
будут смотреть, и ужас на пути, и зацветет миндаль, и утучнится
саранча, и распадется каперс, ибо отходит человек в вечный дом свой и
окружают плакальщицы на площади.
6
Пока не
порвалась серебряная цепочка и не разорвалась золотая повязка, и не
разбился водонос у источника, и не сломилось колесо над колодцем.
7 И
возвратится прах в землю, как он и был, а дух возвратится к Богу,
Который дал его.
8
Суета сует,
сказал Екклесиаст, всё суета.
9
Помимо
того, что Екклесиаст был мудр, он учил человека знанию и ухом
изследовал красоту притчей.
10
Много
заботился Екклесиаст, чтобы найти желанные изречения, и точную запись,
и истинные слова.
11
Слова
мудрых — что рожны для волов и что вбитые гвозди, а для
сложения они
даны от Единого Пастыря.
12
А сверх
сего: сын мой! берегись составлять много книг, — не будет
конца, и
большое учение утомительно для тела.
13
Выслушай
конец всего слова: Бога бойся и заповеди Его храни, ибо это —
весь
человек.
14
Ибо всё
созданное приведет Бог на суд за всякий недосмотр, в добром ли или в
худом.
Читайте также:
Все переводы КНИГИ ЭККЛЕЗИАСТА.
КНИГА ЭККЛЕЗИАСТА в переводе И.И. Вегери.
Книга Экклезиаста: Проблема авторства.
Книга Экклезиаста: Речения.
Жизнеописание Деметрия Фалерского.
Книга Экклезиаста и вопросы царя Птолемея.
Книга Экклезиаста: Комментарии и
исследования.
История Септуагинты.
Библейские программы.
Письмо Аристея к Филократу.
Книга
Экклезиаста и
вопросы царя Птолемея.
|