ДеметриусДеметриус

  ▼ Обновления

  ▼ Книга Экклезиаста

  ▼ Септуагинта

  ▼ Письмо Аристея

  ▼Афины

  ▼ Александрия

 ▼ МЕНЮ БЕЗ JAVA
   

© И.И.Вегеря, 2006






РЕЧЕНИЯ ЭККЛЕЗИАСТА

(Перевод И.И. Вегери)

© И.И. Вегеря, 2006

Перевод «Книги Экклезиаста» выполнен с древнееврейского по электронной копии стандартного еврейского текста, приведенного в Штуттгартской Библии (Biblia Hebraica Stuttgartensia), с учетом реконструкции текста до первоначальной консонантной записи путем удаления из текста всех привнесений, сделанных масоретами: главы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Глава 8

Глава 9

Глава 10

Глава 11

Глава 12


Глава 1    комментарии

1 Речения Экклезиаста. «Сын возлюбленный! Царь Иерусалимский!

2 Самое легкое, - полагает Экклезиаст, - самое неуловимое – [это] любая душа!

3 Чем остается человек после всех дел, которыми утруждался под солнцем?

4 Поколение уходит, и поколение приходит - но земля вечной остается.

5 И является как солнце - ведь приходит [и] солнце к месту погибели - сиять он туда.

6 Умерший на юге также проходит по кругу - на севере, совершив круг, принимает другой вид скитающаяся душа, как на круги [самим] собой возвращается ветер.

7 Все реки исчезают в море - но морю нет переполнения, и к месту, откуда реки текут – туда же они возвращаются, чтобы течь.

8 Любые реченья - плоды трудов; не имеет способностей всякий изрекать. Не удовлетворяется глаз созерцанием, и не посвящается ухо молвой,

9 отчего, что существует - имеет то гибель, и как то сотворено было, что сотворено - если нет ничего нового под солнцем.

10 Суть изречения, что гласит: «Присмотрись к чему-либо новому – оно уже существовало в веках, которые были прежде нас» , -

11 [в том, что] нет памяти о прошлом; и даже повторно которые существуют - не имеется в них памяти о народе, в котором были последний [раз].

12 Я, Экклезиаст, был царем более чем Израиля в Иерусалиме.

13 Поэтому даю я разума моего разыскание, согласно которому, чтобы испытать мудрость в каждом, кого сотворил под небесами Он, событие пагубное посылает Господь сынам человека, чтобы иметь свидетельство о нем.

14 Видел я всякие дела, совершаемые  под солнцем - и здесь всего неуловимее желанье души.

15 Обманщик - не имеющий сил быть правдивым или недостающее не умеющий сосчитать?

16 Подчинял я народ разумом своим в речи моей - вот [что] сделало великим меня; но прибавился я мудростью от всякого, кто жил прежде в Иерусалиме - и разум мой увидел множество мудрости и знания.

17 Но дал [ли] я, разум мой, чтоб познал ты мудрость или познал заблуждения? - ибо глупость, знаю я, даже такая бывает желанна душе.

18 Когда в великой мудрости много гнева – то прибавляющий знание увеличивает страдание.

Глава 2    комментарии      

1 Сказал я  в сердце своем: пойдем же, испытаю я тебя пиршеством – дабы увидеть: в благом доселе также присутствует пустота.

2 О веселии говорю: безумствующее - но на пиршестве как это исполняется?

3 Увижу сам влекущихся к вину плотью – значит, разум мой увлекся мудростью, которая покрывает невежество. До сих пор  что видел я? - нет той благости в потомках Адама, от которого ведут под небесами исчисление дней живущих.

4 Я возвеличивался делами моими: строил свои дома, разбивал свои виноградники,

5  устраивал свои рощи и сады, и насадил в них дерево всякое плодовое,

6 делал самолично водоемы, чтобы водами орошать из них лес, взрастающий деревами.

7 «Выкуплю я рабов и рабынь - и потомки  семейств будут моими; как и стадная корова или овца - обогащать будет меня всякий, кто был прежде в Иерусалиме.

8 Возвращу также свое серебро и золото, которое собственность царская; и земли сделаю свои певцами также воспетыми, как услада потомков Адамовых - жена и наложницы».

9 Но возвеличусь я - когда прибавлю всему, что было прежде меня в Иерусалиме, также мудрость мою – опору мою.

10 Ибо все, чего искали глаза мои - не получил я от них, не удержал я сердцем моим от каждого пира, что сердце мое взвеселило бы за  все труды мои; поэтому это будет вознаграждением моим за весь труд мой.

11 Ведь отвращался я от всех дел моих, которые совершили руки мои, ибо дело, над которым трудился я в отделывании, также доныне любое напрасно, и жаждущей душе нет удовлетворенья под солнцем.

12 Но обратился я, чтобы познать мудрость – а безумия и глупость, истинно, зачем человеку, который пришел после царствования: вместе с благом уже совершены им  [они].

13 Ведь знаю я, что сущность превосходства мудрости над глупостью - как преимущество рассвета над сумерками.

14 Мудреца [и] глаза лучше, чем глупца, в потемках блуждающего. Хотя знаю: также и меня участь общая постигнет как любого из них -

15 разве говорю я себе: если участь глупца также меня постигнет - то зачем мудро поступаю я? В такое время лучше, если скажу себе, что также [и] то пустяк,

16 что нет памяти о мудреце вместе с глупцом в вечности, в которой давних времен пришельцы все позабыты. Потому-то как станет умерщвлять себя мудрец вместе с глупцом?

17 Тогда ненавижу я жизнь - когда неугодным ярмом мне дело, которое исполняю под солнцем, ибо все напрасно, когда сокрушен дух!

18 А возненавижу я всякий труд , которым я трудился под солнцем - что оставлю я от него человеку, который будет после меня?

19 И кто знает,  мудр был или глуп - но одолевал я любое горе свое, когда трудился. Ведь когда поступаю мудро под солнцем - даже и горе ни по чем.

20 Ибо ограждаю я отчаивающееся сердце мое от любой беды [тем], чем тружусь под солнцем.

21 Истинно, бывает: человек, когда работник он опытный и умелый – тогда в благоденствии; а человеку, который не трудится так - дается ему судьба, как и сам, никчемная и пагуба великая.

22 Но сколько случается: с человеком во всем горе его - и бесполезно сердцу его, что он  труженик под солнцем.

23 Истинно, все дни его скорбны и горек труд его - даже ночью не унимается сердце его; по-прежнему его безысходно существование.

24 Нет радости человеку, когда ест и пьет - но знает душа его благая в горе его, как это знаю и я, что от руки Господней сие.

25 Ибо кто [же] карает и кто услаждает извне манной меня?

26 Истинно, человеку, который благ, прежде Он дает мудрость и разуменье; а радость, что грешнику пошлет случай отнять и накопленное  передать благому пред Господом - столь же она никчемна, сколь и желанна душе!

Глава 3    комментарии

1 Всему время, и срок всякому делу под небом:

2 время рождаться, и время умирать;

   время насаждать, и время искоренять насаженное;

3 время убивать, и время исцелять;

   время проламывать [стены], и время строить;

4 время плакать, и время смеяться;

   время скорбеть, и время плясать;

5 время тощать и время тучнеть;

   время обнимать, и время уклоняться объятий;

6 время жаждать, и время терять;

   время поклоняться, и время отвергать;

7 время кроить, и время сшивать;

   время молчать, и время ораторствовать;

8 время любить, и время ненавидеть;

   время войне, и время миру.

9 Что [же] пользы труженику от [того] что он труженик?

10 Знаю я - вместе с трудом благо дает Господь сынам человеческим в страдании их.

11 Во всем поступал прекрасно - во времени тому также вечность будет дана за это; сердцем [же] к Нему не благоговеющий - не обретает [этого]; человек - творение, которое сотворил Господь от начала и до конца.

12 Знаю я, что нет счастья ему; истинно: либо радоваться - либо творить добро в жизни своей.

13 Ведь, как и всякому человеку, который ест, и пьет, и созерцает приятное, любое дело его - дар Божий ему.

14 Знаю я, что всем, кто занимается сотворением Господа: существует Бог Богов в вечности, свыше от него нет воздаяния и от него нет наказанья, - также Господь сотворит, чтоб ужаснулись пред ликом Его.

15 Мало ли, кем был давно он, и чему произойти давно случилось - а Господь взыщет за прошедшее.

16 И снова увижу под солнцем место суда там беззаконного - ибо место оправдывать там беззаконие.

17 Cкажу я: сердце мое праведно. Но вместе с беззаконием будет судить Господь, истинно, время всякого вожделения, которое впереди  всякого деяния, там.

18 Говорю я в сердце моем об обычаях потомков Адама - что избрал их Господь, потому что видел, что они скоты сами по себе.

19 Потому-то участь потомков Адама и участь скота - также участь общая: им - что смерть одного поэтому, что смерть другого. Если душИ, единственного из всего, в чем преимущество человека над скотом, нет -  истинно, всяк обращается в ничто.

20 Всяк идет в место общее; все произошло из глины - и все возвращается  в глину.

21 [А] кто знаток души? Сынов человеческих возносит Он вверх, а души скота сводит Он под землю.

22 Поэтому знаю я, что нет лучшего, чем радоваться человеку делам своим - потому что его судьба в них; ибо Кто впускает его -  будет рассматривать, как кто жил, в последствии.

Глава 4    комментарии

1 И оглянусь я, и увижу все притеснения, которые совершались под солнцем; и если слеза угнетенных тогда была безутешна - то в руке  притеснителей их могущества теперь отсутствие им в утешенье.

2 Поэтому блаженнее, по мне, мертвые, что давно умерли, нежели живущие, которым богатства жизни сладостны.

3 Но блаженнее их обоих - кто до сего времени не существовал, кто не знал деяния пагубного, которое вершим мы под солнцем.

4 Ибо видел я только страдание, и вся прибыль от дела - истинно, это зависть всякого ближнего - такая же для него никчемная, как вожделенье души.

5 Глупец, сложив руки, разве что истребит плоть свою.

6 Лучше изобилие, руку отягощающее - нежели полные пригоршни страдания. Но вожделенье души,

7 когда оглядываюсь я - то вижу ничтожнейшим под солнцем.

8 Есть одно – так нету другого; даже сына и брата нет ему из-за этого. А нет окончанья любой работе его - также и глаз его не насыщается богатством. «И кому я работник, чтобы лишать душу мою удовольствия?» - также сей пустословит, ибо труд неугоден ему.

9 Счастливы двое - от единства, которым являются они; плата [же] за счастье - труд их.

10 Ибо хотя ниспровергнуты, единство восстанавливается в соитии это - но горе единству, если получается, что нет половины, дабы восстановить его.

11 Также если ложатся двое - то быть зачатию у них; а один - как зачнет?

12 А если скрепляется единство - двое остаются им впредь, ибо нить тройная не скоро рвется.

13 Счастливее отрок бедняка или мудреца - нежели царя состарившегося или обезумевшего, который не вразумлен, чтоб наставлять, еще.

14 Когда по происхождению приходит царствовать - истинно, даже царственное ему рожденье бывает несчастием.

15 Знаю я: все живущие странники. Под солнцем с юношею вторым кто будет стоять вместо него?

16 Нет конца всякому народу - всякий почитает благом существовать пред лицом его; но наследникам не радуются его - ибо также его пуста и мечтательна душа!

Глава 5    комментарии

4:17 Побереги ноги твои: благому ходить в дом Господень ведь ближе, чем призывающему приносить глупые жертвы, когда они не знают, какое приготовляется бедствие.

5:1 Не упредишь меча ты - поэтому сердце твое не спешит пусть обратить речь к лику Господню. Ведь Господь в небесах, а ты на земле; потому правильнее, чтоб были речи твои кратки.

2 Ибо приходит сон во многих случаях, когда обращение невежды многоречиво.

3 Тем самым, когда даешь обет Господу, не задерживаешь, чтобы исполниться ему; потому-то не прошенье глупцов - а которое даешь ты, исполняется.

4 Лучше, когда не даешь обета, нежели когда даешь обет - но не вознаграждаешься.

5 Не позволяй устам твоим относительно того, что вовлечена в грех плоть твоя - , чтоб Господу говорил ты: по подобию ангела если - грешна она почему? Гневаться станет Господь из-за слов твоих и сокрушит дело рук твоих.

6 Хотя начальник [и] сонлив, и бесполезно, когда речи длинны - но страшен бывает Господь!

7 Когда угнетение бедняка и попрание закона и справедливости видишь в стране - не удивляешься [ли] ты на своеволие? А ведь наместник высшему наместнику подчинен - как наместники [эти] Богу над ними.

8 Да и полезна земля любая ее царю  полем возделанным.

9 Любящий серебро - не  ест серебра. А кто любит многолюдность: без урожая  - также и [вкруг] него пустота.

10 C умножением же имущества - умножаются и вкушающие от него. А какова выгода владельца его? Ну разве что созерцать глазами это.

11 Сладок сон трудящегося - хотя короток; но  хотя много вкушал и пресыщен богач - не дается в спокойствии ему спать.

12 Имущество тяжким недугом видится мне под солнцем: богатство сохраненное - владельцам его оно же во вред.

13  И потеря богатства ему - событие пагубное: как новорожденный не имеет в руке ничего.

14 Подобно [тому], как вышел из утробы матери нагим - возвращается  обратным путем, в чем пришел; и ничего не уносит от труда своего, что мог бы унести в руке своей.

15 Но даже этот тяжкий недуг всему соразмерен: каким пришел – таким же образом [и] уходит. И что за польза ему, что трудился душой?

16 Как и любого - дни его тьмою будут поглощены. Но что гневаться слишком - таков же недуг его, как ветви отломленной.

17 Вот что познал я: счастлив, кто наряжается, чтобы вкушать, и пить… Но казаться счастливцем всякому работнику своему, который трудится под солнцем в исчисленные дни жизни своей, которую дал ему Господь – истинно, становится судьбою его.

18 Как и любой - человек, которому дает его Господь богатство или имение, которое дано во владение ему, чтобы кормиться от него, влачит ношу свою; но получать радость от работы  своей - вот дар Божий ему.

19 Поэтому не много вспоминается дней живущим, когда Господь вознаграждал радостью сердце его.

Глава 6    комментарии

1 Имущество - беда, которую я вижу под солнцем; но бОльшая есть подле человека.

2 Муж, когда даст ему Господь богатство и земли, и почет - тогда нет недостатка душе его ни в чем, чего пожелает. Но не дает власти ему Господь истреблять с Ним. Если [же] мужа иноплеменного ему истребляет он понапрасну - то недуг тяжек его.

3 Ведь было бы рождений человека сто - но годы многие сохраняется живым, кто велик, каким бывал в часы сна - и душа его не насыщается от блага [этого], ибо даже погребения не имеет он. [Так] скажу я: счастливее, нежели он, выкидыш.

4 Если бесплотен входящий - во тьме блуждает, где мраком имя его покрыто.

5 Даже солнца не видя - не знает покоя он из-за этого.

6 И хотя сохраняемого живым тысячелетни шаги - но счастья не знает никакого в месте едином для всякого умершего.

7 Всякое несчастие человека - от уст, а также души его ненасытной.

8 Истинно: чем лучше мудрец, нежели невежда? [Тем], что бедственность знает [того], чтобы идти против живущих.

9 Лучше созерцать - нежели быть движимым человеку, как и этот, напраслиной и жаждой души!

10 Зачем [же], как заведено издавна, было выкрикивать имя его, если было известно, что он человек, что не способен поступать справедливо? Совместно чтоб утвердиться c ним!

11 Поэтому были дела возвеличены многие попусту - как сверх человеческие.

12 Да и, кто научал, сколько доброго в человеке в жизнеописании дней жизни пустой его, которое сделалось им защитою? Почитать Благим кто провозгласил человека? Что произошло вслед за этим под солнцем?

Глава 7    комментарии

1 Лучшее там, нежели умащение, благо, ибо день смерти - начало времени рожденья его.

2 Лучше [ли] уходить в доме плача, чем уходить в доме пиршества? - благой является кончина всякая человека, если жизни предавался с умом он.

3 Бывает благополучный гневливее, нежели  истолченный - истинно, плохой видом внешности добрее бывает сердцем.

4 Сердце ли мудрецов из рода Авелева или сердце глупцов в доме пиршества?

5 Лучше выслушивающий угрозу мудрец - нежели муж созванный воспевать невежд.

6 «В самом деле, чем ни откровение - хворост под котла подставкою, - смеется невежда. -  Да также [и] тот пуст».

7 Ибо отрывок оглупляет мудреца, и губит разума его  дар.

8 Полезнее потомству изречение изначальное его - [как] полезнее постоянные ветра, нежели буйные ветры.

9 Не спеши душой гневаться - ибо гневу в груди невежд пристанище.

10 Нет изречения, как вышло, что дни  первые произошли, лучшего, чем эти - но не умело ты вопрошаешь об этом.

11 Хороша мудрость унаследованная, но лучше - быть созерцающими солнце.

12 Истинно, как защита - мудрость, так [же] защита - [и] серебро; но предпочтительней разумение мудрости, ибо сохраняет живым хозяина своего.

13 Узнаёт через деянье Господь: когда кто терпел, чтоб оставаться праведным, [а] кто уклонялся от Него.

14 Время благое случается благому и время пагубное увидеть; также одно соразмерно другому дает Господь - согласно порядку, по которому не встречает случайного человек в последствии от Него ничего.

15 Вместе со всяким познал я времена напраслины на себе: имущество праведника гибнет от праведности его - а имущество нечестивца сохраняется злодеяньем его.

16 Не будешь праведен, возвеличившись, и не станешь проявлять мудрости - [да] лучше как погубить себя?

17 Не будешь нечестив, возвеличившись, и не будешь глуп - отчего же умрешь не в час свой?

18 Лучше, кого схватишь - на него, ибо также [претерпишь] от него, не накладывай руку; но, благоговеющий Господа, отпусти вместе со всем их.

19 Мудростью бывает сильнее мудрец, нежели десяток властителей, которые существуют в городе.

20 Хотя человека нет праведного на земле, который делал бы добро и не грешил.

 21 Также любых слов, за которые бывают преследуемы, не позволяй себе, чтобы не дал ты услышать подданному твоему унижающего тебя.

22 Ибо также движения многие знает сердце твое, которых даже ты будешь проклинать последствия.

23 Всей этой искушенный мудростью, сказал я: познаю я мудрость, которая является древнее, нежели моя.

24 Древен сколь бы кто [ни] был - а тайну тайн кто постиг из них?

25 Обратился и я, чтобы сердце свое познать и найти, которую искал, мудрость - но мышлением как понимать беззаконие чресел? Ибо невежественное заблуждение,

26 что приобретение мне горшее, нежели смерть, женщина, что она силки, что сети сердце ее и оковы - руки ее; благой пред Богом рождается от нее - а грешник улавливается ею.

27 Видя это, удовлетворился я, - сказал Экклезиаст, - одним единственным удовлетворительным объяснением.

28 Чего еще ищет душа моя - чем [бы] не удовлетворился я? Драгоценный камень, единственный из тысячи, искал я - но жены среди всех них не нашел.

29 Одиночество, изображенное таким [образом], нашел я, которое сотворил Господь человеку приятным - но ими овладели помыслы умножаться.

Глава 8    комментарии

1 Кто также мудр и кому знакомо толкование речения – опытность человека да рассеет тьму поверхности этой, а сила поверхность эту пусть переменит.

2 Мои, именно мои слова, царь сохранил – пусть из-за слов седмицы Господней.

3 Не бойся от поверхности этой уйти ты - не оставайся посреди речения извращенного. Истинно всякий, кто жаждет - делает.

4 Какое дело царю властвующему, если кто станет говорить ему, что делаешь ты?

5 Сохраняющий завещание, не познает дела неугодного – ибо время, которое справедливо, оценивает разум мудреца.

6 Истинно, любой произвол бывает временным - и справедливо, если горе человека велико из-за этого.

7 Если нет ему знания как когда поступать, но благороден - есть кому советовать ему.

8 [А] нет человеку властному духа, чтоб сдерживать душу, или нет тирану вовремя смерти - тогда нет избавления от войны, и не спасает беззаконного советник его.

9 Все это познал я - когда отдавал себя всякому делу, которому делаться под солнцем время, когда владычествует человек над народом как товарищ ему.

10 И потому указал я: нечестивцев погребать чтоб несли или вне местности посвященной умершим, или безымянными; в городе, который справедливо устроили - также такому не место.

11 Когда не вынесен приговор делу неправедному немедля по справедливости - переполняется сердце сынов человеческих им сотворенным злом.

12 Потому-то преступление делается пагубнее стократ, когда длительно оно. Хотя также знаю я, что быть лучше имеющими страх Божий, чем устрашать от лица Его.

13 Ибо благой, не являясь нечестивцем - также не продлевает дни покровительства [тому], кто не имеет страха пред Господом.

14 «Имущество бесполезно, что приготавливается на земле: что имущество праведников, которое добыча к их собственному, нечестивцам;  что имущество нечестивцев, которое  добыча к их собственному, праведникам», - изречение мое, которое также ему пустота.

15 Потому-то сдерживаюсь я в пиршестве, в котором нет блага человеку под солнцем; ибо, хотя, вкушая и напиваясь, и взвеселяется - но он одалживает сам у дела своего дни жизни своей, которую  дал ему Господь под солнцем.

16 Если отдал я сердце свое, чтобы познать мудрость и обозреть деяние, коим была сотворена Всевышним земля – ведь также днем и ночью сна в глазах Он не видел -

17 то [и] познаю всякое сотворенье Господне; ибо не способен человек отыскать деяние, которое свершилось бы под солнцем по своеволию. Какой [ни] трудился человек отыскать - но не находил. «И даже мать, - говорит мудрец, - знать не может, что понесла».

Глава 9    комментарии

1 Но вместе со всем этим принес я в сердце мое, что в преисподней все те, кто праведны: и мудрецы, и рабы их - от руки Господа ни любви, ни ненависти не познать человеку любому пред ликом Его.

2 Каждый подобен потому каждому, и стезя одна для праведного: и нечестивец, чтоб стать благим, и непорочный, и осквернившийся - равно закалывает жертву; а от кого нет Ему заколотой жертвы, если был благ - становится нарушителем клятвы данной, которой проклятья страшится.

3 Этот - злодей во всем, что [им] совершалось под солнцем, - а участь одна со всяким; поэтому также сердце потомков Адама исполнено зла; но глупость в сердце (их) у этих живущих, а следствие этого - в умерщвленных.

4 Истинно, кто? - кто вступает в завет, о всяком живущем имеет упование, что псом живым ему лучше, нежели львом мертвым.

5 Потому что живые знают, что умирают - но посмертных нет у них знаний никаких, которых нет [в] новом их воплощении, ибо стерта память у них.

6 Как и любовь их - также ненависть их, также их ревность давно уничтожена, ибо судьбы нет им снова долгое время - в ком-либо чтоб воплотиться под солнцем.

7 Пришелец - вкушай в пиршестве хлеб твой и пей сердцу приятное вино твое, ведь издавна благословил Господь десятину тебе.

8 Во всякое время имеешь одежды ты белые, и елей на челе твоем не убывает.

9 Созерцай живущих с жертвою всесожжения, которая любезна тебе, во все дни жизни пустой твоей. Что принесено тобою под солнце? - все дни бесцельны твои.  Но это судьба твоя среди живущих и беда твоя, которой ты страдалец под солнцем.

10 Все, что достает рука твоя, чтоб возжигать ей, - богатство тебе создает; но нет дела, ни размышления, ни знания, ни мудрости в могиле, в которую тебе сойти – разорение.

11 Я [же] возвратился, чтоб созерцать, под солнце - но не быстрых бег, и не храбрецов битву, и даже не мудрецов пиршество, а также не отличенных богатством, и равно не известных миловидностью - но время, когда порабощение происходило всех их.

12 Истинно, также не опытный человек: время ему рыбу ловить - да сеть плоха, и подобно птичкам пойманы сетью они. Пленены потомки Адама - во времени пагуба, словно оно нападало на них внезапно.

13 Также сию познал я мудростью под солнцем, что величие может быть против меня.

14 Стража [же] невелика, и людей в ней немного - но подошел к ней царь великий - и поворачивается вспять ею, если соорудить впереди ей укрепленья большие.

15 И будет достаточно в ней каждый бедняк мудр, чтобы защитил он город мудростью собственной - хотя Адама не вспомнит каждый бедняк сам.

16 Хотя говорил я: лучше мудрость нежели сила, и - мудрость бедняка для домашних углов, и речи его не выслушивают -

17 речи мудрецы спокойнее выслушивают, нежели крик властный глупцов.

18 Лучше мудрость, нежели орудия войны - но промах один губит [часто] благочестивость чрезмерную.

Глава 10    комментарии

1 Мухи - [если] покойник смердит; [если] источает елейное умащение - делаются редки; [прежде] чем [за] мудрость быть почитаемым - глупостью не выделяйся.

2 Разум мудреца - в право его, а разум невежды - в лево ведет руку его.

3 И как и направлением, которым глупец продвигается разумом собственным скудным - также выказывает во всем невежество он.

4 Разве душа властелина, поднявшаяся против тебя, земли твоей Господом была остановлена? Когда кротость останавливала грешников великих?

5 Существование зла рассматриваю я под солнцем как грех, который исходит от лица властелина.

6 Позволяет глупец, в верхах начальниками чтоб богатеи низкородные восседали, -

7 вижу я: подданные на конях и начальники отдаляются - словно подданные сопредельной страны.

8 Вырыт был ров - в него сбрасываема, как обломок каменной стены, укоряющая его медь:

9 вырывающий камни огорчается от них; проламывающий бревнами  подвергается опасности от них.

10 Вот притупилось железо - и тому нет лику смиренья; хоть полчищами превосходил - но превосходство уравняла мудрость.

11 Пока разит медь - бездействует заклинание, и бесполезен мужу язык.

12 Слова из уст мудреца приятны - но речи невежды губят его.

13 Прежние дела, со слов его, безумие; но последствие клинка его - безумие худшее.

14 Однако глупец превозносит слова не знакомого человека. Зачем [тот], который есть? Хотя каким будет следующий за ним - кто скажет ему?

15 Беда глупцам - утомит их, кто не сведущ как хозяйствовать в городе.

16 Горе  тебе, страна, когда царь твой юноша и начальники твои с утра обжираются!

17 Благо тебе, страна, когда царь твой - потомок свободнорожденных, а начальники твои во время вкушают для укрепления силы - а не на попойке.

18 Лентяев бывает унизительна участь - если от бездействия рук плачет семейство.

19 «По шутке поступают: война и вино взвеселяет живущих», - чтоб пристыдить, вопиет каждый.

20 Также мыслью твоею, царь, не умаляйся; если до покоев спальных своих сила умаляется богача - истинно, птица небесная подхватывает молву, и впереди господина крылатое несется реченье.

Глава 11    комментарии

1 Росток зерна хлебного твоего возле потоков водных - истинно, изобильных времен достиг ты благодаря этому.

2 Дает участок семи и даже восьмикратно. Но не знаешь, какая может приключиться беда на  земле.

3 Разве переполненные тучи дождем на земле производят опустошение? – но если бывает ниспровергнут лес на юге, или хотя [бы] в северной местности, когда бывает ниспровергнут лес, [что] там был.

4 Преграды ветрам  нет – посев, что выглядел как густой лес, не жать.

5 Точно так как нет тебе разумения, каков путь ветра - подобно слепцам в чреве беременной, также не сведущ ты, имение Господь кому приготавливает все.

6 Надсмотрщик посева - род твой; но иноплеменного не притесняй рукой твоею, ибо нет тебе знания, когда этот будет удачливее того или тот. Ибо разве оба одинаково счастливы,

7 и сладок рассвет, и желанно глазам созерцать солнце?

8 Истинно, если годы величия проживает человек - всякий из тех радуется, кто помнит времена незнатности; истинно много будет всех, кто станет приходить попусту!

  9 Радуется юноша, сверстник твой, который был приятен сердцу твоему в дни юности твоей, и ходит по путям твоим на виду глаз твоих, чтоб быть узнаваемым. Но свыше всем им дан ты Господом по закону.

10 Поэтому изгоняй гнев из сердца своего - но не уделяй внимания другу, приносящему весть тебе, ибо детство и юность безвозвратно прошло.

Глава 12    комментарии

1 И помнит Творец тебя в дни юности твоей. Доколе  был благ - не приходили дни печальные; но наступают времена, о которых будешь говорить: нет мне в них любящего.

2 Доколе был благ - не затмевалось солнце; но [вот] рассвет - а луна и звезды, ибо пленили [его] толщины иного тела.

3 Вот время, когда устрашились стерегущие дом, и пригнулись мужи доблестные; и замерли мелющие, ибо потускнели и стемнели окна ,

4 и запирались ворота на улицу с низким скрипом жерновным; и поднимался крик птиц, и звучало тише всех дочерей пенье.

5 Даже гордец устрашился этим, которому ужасы в обыкновение - и презирая бдительность, что растолстевшая саранча, также ломал каперс; если [же] идти человеку к дому долгое время – то [те] ходили кругами по улице стенающими.

6 Свидетельство, за которым не ходит пусть далеко толпа жаждущая - что изломана чаша золотая, что разбито ведро у источника, что расколот ворот над колодцем.

7  «И пусть возвращается прах в землю, из которой произошел - но душа возвращается к Господу, который ее дал, -

8 самая никчемная, - сказал Экклезиаст, - любая душа».

9 Итак, Заключение. Поскольку был Экклезиаст мудр - еще научил [он] знанию народ; ибо вслушиваясь и всматриваясь, составил притчу великую.

10 Стремился Экклезиаст достичь изречений желанных - поэтому записанное точно хранит речения истинные.

11 Речения мудрые, подобные рожну с гвоздями вбитыми, владельцам свитков переданы хранителем первым.

12 Но кроме них, потомок мой, остерегайся делать книгам приращения без конца: когда изучение  чтения черезмерно - утомляется плоть.

13 Оборотная сторона речения каждого находится в согласии с Господом, наводящим страх - ведь заповеди Его сохранил истинно он всякому человеку.

14 Ибо всякое произведение Господом дается по справедливости - со всем тайным:  хоть хорошим, хоть и дурным.

G


        Читайте также:

Другие переводы КНИГИ ЭККЛЕЗИАСТА.

Книга Экклезиаста: проблема авторства.

КНИГА ЭККЛЕЗИАСТА: РЕЧЕНИЯ.

КНИГА ЭККЛЕЗИАСТА в переводе и с комментариями И.И. Вегери (модуль к программе Цитата из Библии).

Жизнеописание Деметрия Фалерского.

Книга Экклезиаста и вопросы царя Птолемея.

История Септуагинты.

Письмо Аристея к Филократу.

Письмо Аристея как историческое свидетельство.

     Найти: на


Hosted by uCoz