КНИГА
ЕККЛЕСИАСТА
(Перевод
архимандрита Макария)
Глава
1
1
Слова Проповедника, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
2 Суета сует, говорил Проповедник, суета сует, все суета.
3 Какая выгода человеку от всего труда его, что он так трудится под
этим солнцем?
4 Один род проходит, и другой род приходит, а земля все
остается.
5 И всходит солнце, и заходит солнце, и стремится к своему месту, где
оно всходит.
6 К Югу идет, и переходит к Северу, кружится, кружится на пути своем
ветер, и снова начинает ветер кружения свои.
7 Все реки текут в море, а море, оно не наполняется; в то же самое
место, куда текли реки, они опять продолжают течь.
8 Все вещи труждаются, так что не может пересказать человек; глаз
досыта не насмотрится, ухо вдоволь не наслушается.
9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться; и нет
ничего нового под этим солнцем.
10 Бывает нечто, о чем говорят: "вот, это новое"; но оно уже было в
бывшие прежде нас веки.
11 Не осталось в памяти прежнее; и будущее, что будет впредь, и оно не
останется в памяти у тех, которые будут жить после.
12 Я, Проповедник, был царем над Израилем в Иерусалиме;
13 И предал сердце свое испытанию и исследованию, с премудростью,
всего, что делается под небесами; эту тяжкую муку дал Бог сынам
человеческим, чтоб им смириться в ней.
14 Я видел всякие дела, какие делаются под солнцем; и вот, все суета и
пустая мечта.
15 Кривое не может стать прямо; и чего нет, того нельзя считать.
16 Я разглагольствовал с сердцем своим, говоря: вот, я приобрел более
мудрости, и распространил ее более всех бывших до меня в Иерусалиме, и
сердце мое видит великою мерою мудрость и ведение.
17 И обратил я сердце свое на то, чтоб распознать мудрость, и
распознать глупости и безумие; узнаю, что и это - пустое мечтание;
18 Потому что чем более мудрости, тем более горести; и кто приумножает
ведение, тот приумножает страдания.
Глава
2
1
Я сказал сердцу своему: ну, я испытаю тебя весельем; и наслаждайся
благом. Но, вот, и это - суета.
2 Смеху сказал я: "безумный!" и веселью: "что такое ты делаешь?"
3 Я изведывал сердцем своим, утучняя тело свое вином, а сердце свое
содержа под руководством мудрости, и придерживаясь между тем глупости,
пока не увижу, где это благо сынов человеческих, которые под небесами
проводят малочисленные дни жизни своей.
4 Я предпринял у себя множество дел, строил себе домы, и разводил у
себя виноградники;
5 Наделал себе садов и вертоградов, и насадил в них всякие плодовые
деревья;
6 Устроил у себя хранилища вод, чтоб из них орошать рощи, где дерева
растут.
7 Накупил слуг и служанок; и домочадцы были у меня, и множество стад
крупного и мелкого скота было у меня, более нежели у всех тех, которые
жили до меня в Иерусалиме.
8 Набрал я себе и серебра, и золота, и драгоценностей от царей и
областей; завел у себя певцов и певиц, и величайшее удовольствие сынов
человеческих, - жену и жен.
9 И был я велик и богат, более нежели все жившие до меня во Иерусалиме;
притом и мудрость оставалась при мне.
10 И чего бы ни попросили глаза мои, я ни в чем им не поперечил, не
отказывал сердцу своему ни в каком веселье; ибо сердце мое наслаждалось
всем, приобретенным трудами моими; и это было участком моим от всякого
труда моего.
11 Но оглянулся я на все дела мои, какие сделаны руками моими, и на
труд, сколько я трудился делая: и вот, все это - суета и пустая мечта;
и нет выгоды от них под солнцем.
12 И устремил я взор мой, чтоб рассмотреть мудрость, и глупости, и
безумие (ибо что будет делать тот человек, который будет идти за царем?
то, что уже сделали!).
13 И увидел я, что мудрость имеет преимущество пред глупостью, так как
свет лучше тьмы.
14 Мудрый! очи его в главе его; а глупый ходит во тьме. Но тут же узнал
и я, что всем им предстоит одна участь.
15 И говорил я в сердце своем: и мне! мне предстоит та же участь, какая
глупому; для чего же я так много любомудрствовал в жизни? Сказал я в
сердце своем, что и сие суета,
16 Ибо умный наравне с глупым не вечно останется в памяти; потому что в
грядущие дни все наконец будет забыто; и увы! мудрый умрет наравне с
глупым!
17 И опротивела мне самая жизнь: ибо дела, делаемые под этим солнцем,
зло для меня, ибо все суета и пустая мечта.
18 И опротивело мне все приобретенное трудом моим, над чем я трудился
под этим солнцем, что должен буду оставить человеку, который будет
после меня.
19 А кто знает, мудрый ли будет, или глупый тот, кто завладеет всем
произведением трудов моих, над чем я потрудился, и в чем показал
мудрость мою под солнцем? И сие суета.
20 Тогда я отвратился, лишив сердце мое надежды на все трудовое мое,
над чем я трудился под этим солнцем.
21 Потому что иной человек производит работу свою с премудростью, и
ведением, и успехом; но человеку, который не участвовал в труде его,
передаст все, как долю его. И сие суета и великое зло.
22 Ибо что человек получает от всего труда своего и от замыслов сердца
своего, что он так трудится под этим солнцем?
23 Ибо во все его дни у него скорби и досада, мучение. Сердце его не
спит и ночью. И сие суета.
24 Не во власти человека и то благополучие, чтоб есть и пить, и
позволять душе своей наслаждаться благом в труде своем. Я увидел, что и
сие получается из руки Божией.
25 Ибо кто пировал, и кто наслаждался более, нежели я?
26 Человеку, который добр пред Ним, Он дает мудрость, и ведение, и
радость; а грешнику посылает мучение, чтоб он собирал и копил для
передачи тому, кто добр пред Богом. И тут суета и пустая мечта.
Глава
3
1 На все есть
время, и всякой вещи под небом своя пора.
2 Назначено время, когда родиться, и время, когда умереть; время, когда
садить, и время, когда вырывать посаженное;
3 Время, когда убивать, и время, когда врачевать; время, когда
разрушать, и время, когда строить.
4 Время, когда плакать, и время, когда смеяться; время, когда сетовать,
и время, когда плясать;
5 Время, когда бросать каменья, и время, когда собирать каменья; время,
когда обнимать, и время, когда удаляться от объятий;
6 Время, когда находить, и время когда терять; время, когда сберегать,
и время, когда бросать;
7 Время, когда раздирать, и время, когда сшивать; время, когда молчать,
и время, когда говорить;
8 Время, когда любить, и время, когда ненавидеть; время брани и время
мира.
9 Какую выгоду действующий имеет в том, над чем он трудится?
10 Видел я эту муку, какую дал Бог сынам человеческим, чтоб они
смирились в ней.
11 Он сделал все прекрасным в свое время; и притом вложил вечность в
сердце их; хотя человек не постигает дела, которое делает Бог, от
начала до конца.
12 Я узнал, что для них нет ничего лучше, как радоваться и делать добро
в жизни своей,
13 И что притом, если какой человек ест и пьет и наслаждается благом во
всяком труде своем, то это дар Божий.
14 Я узнал, что все, что Бог делает, вечно пребывает тем же: к тому
прибавить нечего, и отнять от того нечего; и Бог делает это, чтобы
благоговели пред Ним.
15 Что уже было, то и теперь есть; и чему быть, то уже было; и Бог
опять воззывает протекшее.
16 Еще я видел вот что под этим солнцем: место суда, а там беззаконие:
место правды, а там неправда.
17 Я сказал в сердце своем: праведного и нечестивого Бог будет судить,
ибо время всякой вещи и всякому делу там,
18 Касательно сынов человеческих, я сказал в сердце своем: на то есть
Бог, чтобы разделить их, и чтобы видели, что они - скот в себе самих.
19 Ибо участь сынов человеческих и участь скотов, одна и та же участь
их; как умирают эти, так умирают те, - и дух один у всех, и нет
человеку преимущества перед скотами.
20 Все это в одно место идет, все это произошло из персти, и все это
возвратится в персть.
21 Кто знает дух сынов человеческих, который к горе восходит, и дух
скота, который вниз, в землю идет?
22 Итак видел я, что нет ничего лучше, как веселиться человеку в делах
своих: ибо это его участок; да и кто приведет его посмотреть на то, что
будет после него?
Глава
4
1 И обратился
я, и увидел обиды всякого рода, какие делаются под этим солнцем; и вот
слезы обиженных, и нет утешителя для них, ни силы избавиться из рук
обидчиков их, ни утешителя нет для них.
2 И признал я покойников, тех, которые уже умерли, более счастливыми,
нежели живущих, которые живы еще.
3 А тех и других счастливее тот, кто еще не существовал, кто не видел
дела злого, которое делается под этим солнцем.
4 И видел я, что всякий труд и всякий успех дела производит взаимную
между людьми зависть. И сие суета и пустая мечта.
5 Глупый сидит сложив руки свои, и потом ему нечего есть, кроме плоти
своей.
6 Лучше одна полная горсть со спокойствием, нежели полные пригоршни с
мучением и с пустою мечтою.
7 И обратился я, и увидел опять суету под этим солнцем.
8 Живет один, и другого никого нет; нет у него ни сына, ни брата, а
между тем нет конца всяким трудам его; и глаза его не насмотрятся
досыта на богатство. И не подумает он: для кого я тружусь, и душу мою
лишаю блага? И это суета и это мучение тяжкое.
9 Двоим лучше, нежели одному; ибо есть им в труде их награда добрая.
10 Ибо если и упадут, то один поднимет товарища своего. А одному беда:
если он упадет, то нет другого, кто бы поднял его.
11 Когда и лягут двое, им будет тепло; а одному как согреться?
12 И если один кто захочет пересилить одного из них, то двое устоят
против него. И нитка втрое скрученная не скоро порвется.
13 Лучше нищий, но мудрый отрок, нежели царь старый и глупый, который
уже не умеет учиться.
14 Ибо тот из дома узников выйдет для царствования, хотя он в царстве
своем родился нищим.
15 Я видел всех живущих, ходящих под этим солнцем, с сим юношею, с сим
вторым, который стал на место оного.
16 Нет конца всему народу, пред которым он был поставлен царем; и
будущие не будут радоваться о нем: ибо и тут суета и пустая мечта.
17 Наблюдай за ногою своею, когда идешь в дом Божий; и более готов будь
слушать, нежели приносить жертву глупых: ибо они не понимают, что
значит делать худое.
Глава
5
1 Не будь
тороплив устами своими, и да не будет сердце твое опрометчиво в
произнесении слова пред Богом. Поскольку Бог на небесах, а ты на земле:
то слова твои должны быть немноги.
2 Как сонные грезы приходят при множестве забот, так голос глупого
выказывается во множестве слов.
3 Когда даешь обет Богу, не замедли выполнить его: ибо нет благоволения
к глупым; что обещал, исполни.
4 Лучше тебе было не обещать, нежели обещаться, и не исполнить.
5 Не давай устам твоим вводить в грех тело твое; и не говори пред
вестником: "это ошибка". Зачем допускать, чтобы Бог прогневался на
голос твой, и погубил дело рук твоих?
6 Ибо множество грез и суета, многословие и суета, неразлучны: итак,
благоговей пред Богом.
7 Если в какой земле увидишь притеснение бедному и нарушение суда и
правды, не смущайся этим; потому что за высоким смотрит высший, а над
всеми ими есть Всевысочайший.
8 А благосостояние земли обретается в целом. Царь одного поля имеет
также служителей...
9 Любящий серебро не насыщается серебром; и кто любит множество
бесполезное? И сие суета.
10 Где много добра, там много ядущих его; а владельцу его какая выгода?
разве только то, что он смотрит на него глазами своими.
11 Трудящемуся сладок сон, мало ли, много ли он поест; а богачу
пресыщение его не дает уснуть.
12 Есть зло мучительное; я видел его под этим солнцем: это богатство,
сберегаемое во вред самому владельцу его.
13 И гибнет богатство сие среди злых скорбей; вот сын у него родился, а
в руках у него нет ничего.
14 Нагим идет он назад, каким пришел, каким вышел из чрева матери
своей; и не возьмет из трудового своего ничего такого, что мог бы в
руке своей унести.
15 И это зло мучительное: каким пришел, таким и отходит; и какая ему
была выгода трудиться по-пустому?
16 Притом же он во все дни свои ел во мраке, и имел множество
неприятностей, и огорчений, и досады.
17 Итак вот в чем я увидел добро: прекрасное дело - есть и пить и
наслаждаться благом во всяком труде своем, каким человек трудится под
этим солнцем, в малочисленные дни жизни своей, данные ему Богом. Ибо
это есть доля его.
18 Притом, если какому человеку дал Бог богатство и сокровища, и
уполномочил его пользоваться ими и брать участок свой и веселиться
среди трудов своих; то это дар Божий.
19 Ибо немного думает он о днях жизни своей, потому что Бог ответствует
ему радостью сердца его.
Глава
6
1 Есть зло,
которое я видел под этим солнцем, и велико бремя его на земнородном.
2 Иному человеку дает Бог богатство, сокровища и честь; и чего бы он ни
пожелал, душе его ни в чем нет недостатка; но между тем Бог не дает ему
власти пользоваться этим, а пользуется этим человек посторонний. Вот
суета, и вот мучительная болезнь.
3 Если бы кто имел сто детей, и жил множество лет; но во все
продолжение многих лет его душа его не насыщалась бы благом и даже не
было бы сделано ему погребения; то я сказал бы: выкидыш счастливее его;
4 Потому что тот шел напрасно, и отошел во тьму, и имя его скрылось во
тьме;
5 Он не видал даже, и не знал солнца; тому покойнее, нежели сему.
6 Если бы даже сей прожил две тысячи лет, и благом не наслаждался; то
не все ли идет к одному месту?
7 Весь труд у человека для его рта; но тем самым не удовольствуется и
душа его.
8 Ибо в чем преимущество мудрого перед глупым, и в чем преимущество
бедного, умеющего ходить, пред живыми?
9 Лучше наслаждаться тем, что видишь перед глазами, нежели скитаться
душе. И сие суета и пустая мечта.
10 Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что человек есть
человек, и не может препираться с Сильнейшим его.
11 Ибо бывает, что чем больше вещей, тем более суеты: какая выгода
человеку?
12 Ибо кто знает, в чем благо человека во время жизни, в немногие дни
жизни суетности его, которые у него как тень проходят? Притом кто
скажет человеку, что будет после него под этим солнцем?
Глава
7
1 Имя лучше
дорогой масти, и день смерти лучше дня рождения.
2 Лучше ходить в дом плача, нежели ходить в дом пиршества: ибо там
увидишь конец всех человеков, и живущий приложит это к своему сердцу.
3 Горесть лучше смеха: потому что в печали, изображающейся на лицо,
сердце бывает лучше.
4 Сердце мудрых в доме плача; а сердце глупых в доме веселья.
5 Лучше слушать выговор от мудрого, нежели слушать человеку песнь
глупых.
6 Ибо смех глупого есть то же, что треск терновника под котлом. И сие
суета.
7 Так! притесняя ближних, мудрый делается безумным; равно и подарки
портят сердце.
8 Конец дела лучше начала его; кротость духа лучше надменности духа.
9 Не будь опрометчив в духе своем на то, чтоб гневаться; ибо гнев
гнездится в недре глупых.
10 Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?" ибо ты об
этом не спрашивал у Премудрости.
11 Мудрость - добро, как и наследство, и еще преимущественнее для
видящих солнце.
12 Ибо находиться под тенью премудрости значит быть и под тенью
серебра; но преимущество на стороне ведения: премудрость живит имеющих
ее.
13 Зри Божие действование: ибо кто может выпрямить то, что в кривизне
своей?
14 В день благополучия будь в благе; но смотри и в день горести: и его
Бог творит после оного, чтоб человек ничего не постигал в будущем после
себя.
15 Всего навиделся я во дни суетности моей. Бывает, что праведник
гибнет от праведности своей; и бывает, что беззаконник в пороках своих
живет долго.
16 Не будь слишком большим законником; и не выставляй себя слишком
мудрым: к чему тебе губить себя?
17 Не будь и беззаконником великим, и не будь безумен: к чему тебе
умирать не в свое время?
18 Хорошо, когда будешь держаться одного, но не будешь относить руки
своей и от другого: ибо человек, благоговеющий пред Богом, все это
пройдет благополучно.
19 Премудрость дает мудрому более силы, нежели десять властителей,
находящихся в городе.
20 Поелику нет на земле человека праведного, который бы делал доброе, и
не грешил:
21 То и не ко всяким словам, какие говорят, обращай сердце свое, чтобы
не услышать, как раб злословит тебя.
22 Ибо сердце твое знает также много случаев, где и сам ты злословил
других.
23 Все это я испытывал с премудростью; сказал: "я мудр"; и она была
удалена от меня.
24 Далеко то, что было, и глубоко, глубоко, - кто постигнет его?
25 Обратился я с сердцем моим к тому, чтобы распознать, и исследовать,
и определить, что есть премудрость и рассудительность, распознать
также, что беззаконно, глупо, и нелепо, безумно.
26 И я нашел, что самой смерти горче женщина, коей сердце сети и мрежи,
коей руки оковы; добрый пред Богом спасается от нее, а согрешающий
изловлен будет ею.
27 Зри, сие нашел я, говорил Проповедник, оценивая одну вещь за другою.
28 Но есть нечто, чего ищет еще душа моя, и не находит: человека я
нашел одного из тысячи, а женщины из всех их не нашел ни одной.
29 Только, зри сие, я нашел, что Бог сотворил человека правым, а они
выискали помышления многие.
Глава
8
1 Кто, как
оный Премудрый? и кто знает значение всякой вещи? Премудрость человека
просвещает лицо его, и суровые черты лица его изменяются.
2 Я! слово царя храни, и притом по причине клятвы Божией.
3 Не соглашайся опрометчиво отойти от лица Его; не стой в деле худом:
ибо Он что только хочет, все может сделать.
4 Потому что слово Царя - держава; и кто скажет ему: "что ты делаешь?"
5 Соблюдающий заповедь ничего худого не знает; сердце мудрого знает и
время и правильную меру всему:
6 Потому что всякой вещи есть время и мера; а зло человека есть великое
бремя на нем.
7 Ибо нет человека знающего, чему когда быть; и как чему быть, кто
скажет ему?
8 Нет человека, который бы имел власть над дыханием, чтоб удержать
дыхание; и нет власти над днем смерти; и на этой войне нет увольнения,
- и буйство господина своего не спасает.
9 Все это видел я, когда обратил внимание мое на все дела, какие
делаются под солнцем. Бывает время, что человек господствует над
человеком на беду ему.
10 И тогда видел я, что беззаконникам делают похороны; и приходят, и
отходят из священного места; и предаются забвению в городе поступавшие
право. И сие суета.
11 Поелику нет того, чтобы над делом злобы вдруг совершался суд: то
сердце сынов человеческих и наполняется в них на делание зла,
12 Потому что согрешающий сто раз делает зло, и продолжаются ему дни
его; между тем я и то знаю, что хорошо будет только людям, боящимся
Бога, которые благоговеют пред Ним;
13 А беззаконнику добра не будет; и, как тень, недолго поживет тот, кто
не боится Бога.
14 Есть суета, которая на земле происходит; бывает, что с праведниками
встречается то же, что поступки беззаконников заслуживают; и бывает,
что с беззаконниками встречается то же, что принадлежит добродетели
праведников. Я сказал: и сие суета. -
15 И одобрил веселие, потому что нет ничего лучше для человека под этим
солнцем, как есть, и пить, и радоваться; и он взаймы берет это в труде
своем, в течение дней жизни своей, которые дал ему Бог под этим
солнцем.
16 Когда я предал сердце мое тому, чтобы познать премудрость, и
обозреть горести, бывающие на земле, где человек ни днем, ни ночью не
видит сна на глазах своих;
17 Тогда я созерцал все дело Божие, и увидел, что человек не может
постигнуть дело, которое делается под этим солнцем; сколько бы человек
ни силился постигнуть, но не постигнет, и если даже какой мудрец
скажет, что он узнает; то и он не может постигнуть.
Глава
9
1 Ибо я все
сие прилагал к сердцу моему, и притом, чтоб объяснить все это, потому
что праведные, и мудрые, и деяния их в руке Божией, даже что такое
любовь, даже что ненависть, не понимают люди всего, что пред лицом их.
2 Все равно всем; одна и та же участь праведнику и беззаконнику,
доброму, и чистому и нечистому, и тому, кто приносит жертвы, и тому,
кто не приносит жертв, как добродетельному, так и грешнику, тому, кто
клянется, как и тому, кто боится клятвы;
3 В том-то и зло, которое происходит под солнцем, что одна всем участь;
притом и сердце сынов человеческих исполнено зла; и глупости в сердце
их, во время жизни их; а после того к умершим.
4 Ибо кто исключается? у всех живущих есть надежда, ибо псу живому
лучше, нежели мертвому льву.
5 Ибо живые знают, что они умрут; а мертвые ничего не знают; и нет им
возмездия, потому что и имя их забывается;
6 И дружба их, и неприязнь их, и зависть их уже исчезла, и на веки нет
им уже участия ни в чем, что делается под солнцем.
7 Поди, ешь хлеб твой в веселии, и пей вино твое в радости сердца,
когда Бог уже благоволит к делам твоим.
8 Одежды твои во всякое время да будут белы, и да не оскудеет елей на
голове твоей.
9 Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни жизни
суетности твоей, которую Он, Бог, тебе дал под сим солнцем, на все дни
суетности твоей, ибо это участок твой в жизни и в труде твоем, каким ты
трудишься под сим солнцем.
10 Все, что найдет рука твоя сделать, делай по силам твоим; потому что
в преисподней, куда ты пойдешь, нет ни дела, ни размышления, ни знания,
ни мудрости.
11 Еще видел я под этим солнцем, что не от быстроногих зависит убежать,
и не от храбрых победить на войне, и не от мудрых хлеб достать, и не от
прозорливых нажить богатство, и не от многознающих приобрести народную
любовь; ибо время и случай встречается со всеми ими.
12 И притом человек не знает своего времени, так как рыбы, ловимые злой
сетью, и как птицы, опутываемые силками. Подобно им сыны человеческие
опутываются сетью злого времени, которое нападает на них неожиданно.
13 Еще вот что: я видел мудрость под этим солнцем, и она была для меня
великое.
14 Город небольшой, и людей в нем немного; и подступил к нему великий
царь и обложил его и построил вокруг него большие укрепления.
15 И нашелся в нем человек бедный, но мудрый, и спас он мудростью своею
город; а этого бедного человека никто не имел в мыслях.
16 Тогда сказал я: мудрость лучше храбрости; но мудрость бедного
человека бывает презираема, и слов его не слушают.
17 Слова мудрых в спокойствии слышнее, нежели крик начальствующего,
который сам в числе глупых.
18 Мудрость лучше воинских орудий: и один грешник погубит много доброго.
Глава
10
1 Мертвые
мухи испортят, и заставят вылить елей мироварника; небольшая глупость
портит мужа драгоценного по мудрости и славе.
2 Сердце мудрого на правой стороне его, - а сердце глупого на левой
стороне его.
3 И по какой бы дороге глупый ни шел, сердце у него пусто; обо всем он
говорит: "это глупо".
4 Если дух начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй своего места,
потому что врачевание заглаждает грехи великие.
5 Есть зло, я видел его под этим солнцем, это уподобляется погрешности,
происходящей от начальствующего:
6 Невежество поставлено на больших высотах, а богатые сидят низко.
7 Я видел рабов на конях: а князья как рабы ходят пешком по земле.
8 Кто роет яму, тот может упасть в нее; и кто ломает стену, того может
ужалить змей.
9 Кто переносит каменья, тот может надсадить себя ими. Кто колет дрова,
тот бывает в опасности от того.
10 Если топор притупился, и он не точит острия; то должен будет
привести силы в чрезмерное напряжение, а с мудростью больше успеха.
11 Если змей ужалил, когда его не заговаривали; то не имеет
преимущества и злоязычный.
12 Слова из уст мудрого - благодать; а горло глупого проглотит его
самого.
13 Начало слов уст его - глупость, а конец речей его - пагубное
безумие.
14 И глупый наговорит множество слов; ни один человек не знает, чему
когда быть; и о том, что будет после него, кто скажет ему?
15 Труд глупого утомит его, потому что он не умеет в город ходить.
16 Беда тебе, земля, когда царь твой - мальчик, и князья твои обедают
рано.
17 Счастье твое, земля, когда царь твой есть муж благородный, и князья
твои обедают вовремя для подкрепления себя, а не для упоения.
18 От лености прогниет потолок; и когда опустишь руки, протечет дом.
19 Пир делают, чтобы повеселиться, и вино дает жизни отраду, а серебро
отвечает за все.
20 И в мысли своей не злословь царя, и в спальной комнате своей не
злословь богатого; потому что птица небесная перенесет твое слово, и
крылатая передаст речь.
Глава
11
1 Пусти хлеб
твой по лицу вод, потому что через многие дни найдешь его.
2 Дай часть семи и осьми; ибо не знаешь, какая будет беда на земле.
3 Если облака полны будут дождем, то прольют его на землю. И упадет ли
дерево к югу, или к северу, дерево там и будет, куда упадет оно.
4 Кто станет наблюдать ветер, тому не посеять; и кто станет смотреть на
облака, тому не придется жать.
5 Как не узнаешь путей ветра, и не знаешь, как образуются кости во
чреве беременной; так не узнаешь дела вседействующего Бога.
6 Поутру сей семя твое; и вечером не останавливай руки своей, потому
что не знаешь, что будет лучше, то ли, другое ли, или то и другое
хорошо, как одно.
7 И сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.
8 Ибо сколь много лет ни живет человек, он веселится в продолжение всех
их, и помнит дни мрака, которых будет много, всю грядущую суету.
9 Радуйся, юноша, в юности твоей; и пусть сердце твое увеселяет тебя во
дни молодости твоей; и ходи путями сердца твоего, и в приятном видении
очей твоих: только знай, что за все это Бог позовет тебя на суд.
10 Итак, изгони печаль из сердца твоего и отклоняй вредное от тела
твоего, потому что юность и заря жизни - дуновение уст.
Глава
12
1 И помни
Создателя своего во
дни молодости твоей, пока не наступили злые дни, и не пристигли лета, о
которых скажешь: "не люблю я их".
2 Пока не померкло солнце, и свет, и месяц, и звезды; тогда вслед за
дождем понесутся новые тучи;
3 В тот день, как задрожат стражи дома, и скорчатся силачи, и
молольщицы перестанут молоть, потому что их не много останется, и
потемнеют выглядывающие из окон;
4 И запрутся двери на улицу; когда голос мельницы затихнет; и будет
вставать человек при первом голосе птички, и осипнут для него все дщери
пения.
5 И высокого места будешь бояться, и на дороге дрожать; и зацветет
миндальное дерево, и саранча растучнеет, и начнет кипарис расторгаться,
потому что отходит человек в дом вечности своей, и на улице готовы
обступить его плакальщицы.
6 И так порадуйся, пока не порвалась серебряная цепочка, и не упала
золотая лампадка, и не разбилось ведро над колодцем, и не обрушилось
колесо в колодезь.
7 И возвратится прах в землю, где он и был, а дух возвратится к Богу,
Который дал его.
8 Суета сует, говорил Проповедник, все суета.
9 И кроме того, что Проповедник сам был муж мудрый, он еще и народ
поучал ведению, и взвешивал, и испытывал все, составил много притчей.
10 Проповедник старался находить прекрасные изречения; и писание его
правда, слова истины.
11 Слова мудрых - как иглы, и как гвозди вонзенные, изречения
приведенные в собрания. Они преданы единым пастырем.
12 Итак, сын мой, прими из них наставление. Составлять множество книг,
конца не будет; и долгое занятие ими утомительно для тела.
13 Услышим конец слова, услышим все: Бога бойся, и соблюдай заповеди
Его; ибо сие есть весь человек.
14 Ибо все творение Бог позовет на суд, суд будет на все сокровенное,
хорошо ли то, или худо.
Читайте также:
Все переводы КНИГИ ЭККЛЕЗИАСТА.
КНИГА ЭККЛЕЗИАСТА в переводе И.И. Вегери.
Книга Экклезиаста: Проблема авторства.
Книга Экклезиаста: Речения.
Жизнеописание Деметрия Фалерского.
Книга Экклезиаста и вопросы царя Птолемея.
Книга Экклезиаста: Комментарии и
исследования.
История Септуагинты.
Библейские программы.
Письмо Аристея к Филократу.
Книга
Экклезиаста и
вопросы царя Птолемея.